Масштабный проект «Татлин. Конструкция мира» приурочен к 140-летию со дня рождения Владимира Татлина. Это первая за три десятилетия выставка в России, целиком посвященная творчеству ключевого художника и теоретика авангарда XX века, чьи идеи оказали огромное влияние на развитие искусства. Как фигура романтическая и противоречивая он искренне верил в идеалы революции и роль художника в строительстве новой жизни. Его главные проекты были дерзкой попыткой «завоевать будущее» и воплощали главный принцип авангарда – слияние искусства и жизни.

Татлин первым превратил утилитарные материалы в объект искусства и создал совершенно новое произведение – трехмерный пространственный контррельеф. Его Памятник III Интернационалу (Башня Татлина) не воплотился, но предвосхитил развитие кинетической архитектуры и стал самым узнаваемым образом советского авангарда. Концепции Татлина о пространстве и движении, гармонии формы и функции заложили основные принципы современного промышленного дизайна. Проект безмоторного летательного аппарата «Летатлин» стал художественным выражением единства природы, искусства и техники.

Многие работы Татлина были утрачены, а сохранившиеся рассредоточены по музеям и частным коллекциям, поэтому нынешняя ретроспектива – результат большой работы, и прежде всего кураторов выставки Полины Стрельцовой и Натальи Стрижковой, по выявлению главных произведений художника во всех доступных собраниях.

Впервые в XXI веке рассказ об истории творческого пути Владимира Татлина охватывает все этапы: от ранних авангардных экспериментов до поздних живописных и театральных работ.   Экспозиция поделена на семь разделов: «Плаватель», «Певец», «Управник», «Вестник», «Учитель», «Летатель» и «Делатель».

Среди основных работ: первый автопортрет «Матрос» (1911, Государственный Русский музей) и картина-манифест татлинского живописного кубизма «Натурщица» (1913, Государственная Третьяковская галерея); эскизы декораций к опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» (1913) и костюмов к опере Рихарда Вагнера «Летучий голландец» (1915–1918, Бахрушинский музей); натюрморты и портреты, относящиеся к поздней живописи Татлина, – «Садовые цветы» (1938), «Портрет художницы Левашовой» (1942), «Портрет старика» (1947) из Государственного Русского музея. В экспозиции также можно увидеть единственный сохранившийся безмоторный индивидуальный летательный аппарат «Летатлин» («Махолет Татлина», 1933, из фондов Центрального музея Военно-воздушных сил, филиала ФГБУ «ЦМВС РФ» Минобороны России).

Важное место на выставке займут реконструкции: контррельеф с бутылкой, сервиз и стул, который впервые удалось сделать деревянным, как задумывал сам Татлин. Уникальные реконструкции Памятника III Интернационалу и углового контррельефа, созданные по принципам научной реконструкции командой Дмитрия Димакова, стали частью коллекции Центра «Зотов».

Выставка дополнится звуковой средой, созданной проектом Cinematica, над музыкой для выставки работали композиторы Глеб Андрианов и Павел Поляков. Из раздела в раздел помогать зрителю в раскрытии многогранной личности Татлина будут озвученные воспоминания его коллег и товарищей – художниц Валентины Ходасевич, Веры Пестель и Софьи Дымшиц-Толстой, историка и теоретика искусства Николая Пунина, художников Виктора Эльконина и Александра Лабаса, искусствоведа Владимира Костина, летчика Константина Арцеулова, театрального деятеля Анны Бегичевой.

Выставку сопровождает насыщенная параллельная программа. В рамках образовательного проекта «Музыкальное измерение» musicAeterna и банка ВТБ дирижер Теодор Курентзис и резиденты оркестра подберут музыкальные произведения, которые позволят глубже погрузиться в контекст выставки и взглянуть на изобразительное искусство с иной стороны.

Кураторский лекторий Дмитрия Краснова «Человек, который видел будущее» предложит цикл из шести лекций и паблик-токов, посвященных художнику, чье творчество стало связующим звеном между искусством, инженерией и мечтой о «новом человеке».

Также состоится серия практических мастер-классов «Культура материалов», вдохновленная одноименным курсом, который Владимир Татлин преподавал во ВХУТЕМАСе.

Экспозиция станет одной из самых крупных ретроспектив художника – она включает более 220 экспонатов. В проекте принимают участие более 25 музеев и частных собраний.

Выставка продлится до 22 марта 2026 года.

Фото: пресс-служба