Цветы – не самый простой материал для скульптора. Однако в последнее время к нему обращается все больше и больше художников. Как и зачем из цветов создаются произведения пластического искусства? В апреле этот вопрос вполне уместен.

Ледяные цветы Азумы Макото

Другой путь борьбы с хрупкостью цветов избрал японский скульптор-флорист Азума Макото. С 2015 года он их замораживает, чтобы продлить момент красоты. Представляя страну, которая изобрела икебану со всеми нюансами языка цветов, Макото создает произведения с очень сложными смыслами.

Когда в 2017 году аукционный дом Sothebyʼs заказал ему скульптуры для украшения стола на торжественном обеде одного из особо крупных аукционов, художник потратил на их создание около месяца, собрав «букет» из смеси японских и английских цветов так, чтобы они говорили о яркости наступавшего лета.

В другой раз он украсил своими кубами модный показ дома Dries Van Noten (2017), поразив любителей фэшна.

Лед, увы, тоже недолговечен, и достаточно скоро эти произведения в прямом смысле тают.

«Цветение» Жоффруа Моттарта

Один из самых популярных современных авторов, работающих с цветами, – бельгиец Жоффруа Моттарт, которого также называют скучным словом «флорист». Однако то, что он делает, – вовсе не скучно. Например, c 2016 года он, в рамках своего арт-проекта Fleurissements, стартовавшего в Брюсселе и потом распространившегося на другие города, расцвечивает сложными цветочными композициями статуи и бюсты. Он водружает на них короны и приделывает бороды. С точки зрения современного искусства этот жанр называется «интервенция» – вторжение. У таких «нововведений» недолгая жизнь, их быстро удаляют коммунальные службы. Однако художник успевает их сфотографировать и выложить в свой инстаграм. Некоторые бельгийские статуи Моттарт удостаивает своим вниманием лишь единожды, к другим, вроде бюста короля Леопольда II, постоянно возвращается.

«Щенок» Джеффа Кунса

Джефф Кунс – это один из самых известных мастеров современного искусства последних десятилетий. Созданные им объекты украшают лучшие музеи мира и бьют рекорды на аукционах. Ему же принадлежит самая крупная и известная цветочная скульптура – «Щенок» (Puppy) перед музеем Гуггенхайма в Бильбао (Испания), созданная по меркам контемпорари-арта давным-давно, в 1992 году. Гигантский каркас из нержавеющей стали на бетонном фундаменте имеет форму сидящей собаки. Каркас покрыт слоем дерна на проволочной сетке и геотекстильной ткани. Благодаря прекрасному испанскому климату конструкция чувствует себя вполне неплохо. Два раза в год, в мае и октябре, все цветы на «Щенке» заменяются на сезонные: осенью и зимой – анютины глазки самых разных цветов, весной и летом – бегонии и петунии. Эта работа занимает обычно девять дней и требует труда девяти садовников. Прошлым летом музей решил, что статую (кстати, снабженную автополивом) все-таки необходимо обновить, и объявил сбор пожертвований с этой целью – подсчитано, что понадобится 100 тысяч евро.

Цветочные скульптуры Марка Куинна

Более известны (и гораздо более долговечны) цветочные скульптуры (flower sculptures) легендарного Марка Куинна, которые он начал делать еще в 1998 году. В этой серии настоящие цветы в идеальной стадии цветения аккуратно погружались в силиконовое масло и на год помещались в холодильник. «Они умирают, – говорит художник, – но при этом становятся совершенным, вечным образом самих себя. Это букеты цветов, которые обменяли свою биологическую жизнь на визуальное бессмертие». Так было создано множество произведений, которые получили названия «Вечная весна», «Реинкарнация» и другие. В 2000 году Куинн создал «Сад» – гигантский бак, заполненный самыми разными растениями, своего рода образ рая, так как в природе эти растения цветут в разное время. Хотя на арт-рынке эти произведения пользуются высокой репутацией, владеть ими – большая морока: требуется постоянно работающее холодильное оборудование.

Фото: Geoffroy Mottart, forsellmaskin.se, rushi.net, pinterest.fr, shop.marcquinn.com, metmuseum.org, marcquinn.com, commons.wikimedia.org, guggenheim-bilbao.eus