Замечательная KGallery на Фонтанке – сама по себе повод еще раз приехать в Санкт-Петербург. Но на этот раз галерея приготовила нечто особенное. С 17 октября здесь работает выставка-спектакль «Последнее закрытое собрание. Коллекция Куниных». Проект впервые представляет широкой публике редкую по своей целостности и уровню произведений коллекцию, сформированную Яковом Карповичем Куниным и его первой женой Александрой Ивановной в период с 1918 по 1922 год. Ее основой стали работы современников Куниных, прежде всего, членов объединения «Мир искусства»: Александра Бенуа, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Рериха, Виктора Борисова-Мусатова и других. Собрание, насчитывающее 230 единиц, впервые демонстрируется целиком.

Коллекция Куниных представляет редкий случай сохранности: многие «исторические» собрания были расформированы, утеряны, частично вошли в музейные коллекции, но Кунины, несмотря на насыщенный событиями ХХ век, продали лишь одно произведение. Это портрет галеристки Надежды Добычиной, с которой Кунины много сотрудничали, выполненный Константином Сомовым. По удивительному стечению обстоятельств этот портрет оказался в коллекции KGallery и также представлен на экспозиции.

Среди важнейших работ – автопортрет Зинаиды Серебряковой (1921), подаренный ею семье Куниных в благодарность за помощь в период Гражданской войны. В семье до сих пор хранится трогательная записка с благодарностью от художницы. «Дафнис и Хлоя» (1901) – единственная работа в собрании Куниных художника Виктора Борисова-Мусатова. В 1896 году в переводе Дмитрия Мережковского вышло одноименное произведение Лонга, что могло вдохновить Борисова-Мусатова на создание картины.

Отдельная тема в коллекции – театральная. В воспоминаниях Бенуа сохранились записи о том, как он, Добычина и Кунины ходили вместе в театр. Такая увлеченность театром может объяснять столь обширное собрание театральных эскизов у Куниных. Около трети собрания составляют театральные эскизы Александра Бенуа к постановкам «Петрушка» и «Венецианский купец». Эскиз костюма Петрушки (1911) был приобретен, как и многие произведения, через Надежду Добычину. Благодаря сотрудничеству с ней у коллекционеров появился в том числе портрет Мстислава Добужинского работы Бориса Григорьева – самое масштабное произведение в собрании.

Концептуальное архитектурное решение экспозиции выполнил Антон Горланов. Важной составляющей этого пространства стали не только шедевры живописи, но и предметы интерьера квартиры Куниных, предоставленные наследниками. Сердце «квартиры» – кабинет коллекционера. Место, где, помимо произведений искусства, находятся личные вещи – книги, записки, документы, отражающие мысли и увлечения владельца.

Специально для выставки создан уникальный аудиоспектакль, в котором главным режиссером и рассказчиком выступает известный актер театра и кино Вениамин Смехов. Это захватывающая история о жизни Якова и Александры Куниных, их отношениях с ведущими художниками ХХ века, о наследниках, которые бережно хранили собрание на протяжении целого века.

Выставка продлится до 8 марта 2026 года.

Фото: пресс-служба