Главная мировая ярмарка антиквариата пройдет в голландском Маастрихте с 9 по 14 марта. В новом сезоне конкурентов у нее фактически не осталось.

Питер Брейгель Младший. «Несение Креста». После 1616 г.

В прошлом году TEFAF еще более утвердилась в статусе главной ярмарки мирового искусства всех времен и народов. Ее главный конкурент – парижская Fine Arts Paris & La Biennale, объединившая в себе два основных французских смотра древностей, – вновь объявила о реструктуризации. Новое название FAB PARIS еще не проникло на должную глубину ни в коллекционерский, ни в дилерский разум даже несмотря на два магических слова-спутника – Париж и Grand Palais. В последнем, открывающемся в этом году после масштабной реновации, и должна пройти в ноябре новая ярмарка. Но делать большие ставки на нее слишком рано: новоиспеченный бренд еще должен показать себя на рынке с лучшей стороны и не вызывать ассоциации с французскими маршанами, погрязшими в последние годы в скандалах с подделками. Так что на ближайшие несколько лет у голландского смотра нет поводов для тревог – пополнять коллекции древностей, старых мастеров, импрессионистов и модернистов коллекционеры и музейщики со всего света будут по прежнему приезжать в Маастрихт.

Огюст Роден. «Человек со сломанным носом». 1903 г.

В 37-й ярмарке TEFAF примут участие 270 известных международных дилеров и ювелирных домов из 22 стран. Это и французские Didier Aaron с живописью старых мастеров, Applicat-Prazan с мастерами модернизма и Парижской школы и Steinitz с мебелью и предметами декоративно-прикладного искусства времен Людовика XIV (кстати, одна из ваз в экспозиции в этом сезоне – парная к версальской). Британские Colnaghi – одна из старейших галерей мира, торгующая произведениями Возрождения и Ренессанса, Dickinson Gallery, работающая с крупнейшими коллекционерами антиквариата (пару лет назад, например, она продавала в Маастрихте “Лежащую обнаженную” Ренуара из собрания Леонида Михельсона) и David Gill Gallery, чей владелец одним из первых привлек великих архитекторов современности – Заху Хадид и Дэвида Чипперфильда – к созданию мебельного дизайна. Американские A La Vieille Russie с работами Фаберже и других легендарных ювелиров, Aicon Gallery с современным искусством Востока и Geoffrey Diner Gallery с искусством и дизайном XX века.

Братья Симоне. Люстра. 1925 г.
Жан Дюнан. Японский бар с золотыми рыбками. Ок. 1928 г.

С 2008 года в секции Showcase ярмарка дает возможность участия и молодым галереям возрастом 3-10 лет, зарекомендовавшим себя на рынке высоким качеством выставляемых произведений. Нынешний год – не исключение: десять таких дилеров из Италии, Бельгии, Англии, Польши, Франции и Нидерландов допущены к смотру. Среди них, например, миланская Tommaso Calabro, работающая на вторичном рынке послевоенного искусства. В ее арсенале масса звезд, от Макса Эрнста и Ива Кляйна до Энди Уорхола и Жана Дюбюффе, а до заявки на TEFAF галеристы успешны засветились на лондонской ярмарке Frieze. Или лондонская Flavio Gianassi — FG Fine Art, раздобывшая для Маастрихта четыре алтарные панели редкого мастера проторенессанса Чекко ди Пьетро.

Паоло Палукко. Кресло №93 из серии «100 Sedie in una Notte». 1990 г.

Ну а главной новостью смотра в 2024-м станет введение новой секции TEFAF Focus, в которой избранные маршаны смогут представить как новаторские эксперименты одного мастера, так и умение комбинировать объекты разных стилей и эпох в одном пространстве. В списке – также десять участников, в число которых попали лондонская Bowman Sculpture с ретроспективой кабинетной бронзы Огюста Родена и объединившиеся для создания тотальной инсталляции из древнегреческих сосудов, свежих абстракций шотландца Каллума Иннеса и скульптурной мебели Глории Кортины галереи Charles Ede и Sean Kelly.

А.Р. Пенк. «Случайный друг или враг». 2001 г.

Фото: пресс-служба