Масштабная ретроспективная выставка Игоря Шелковского в Мультимедиа Арт Музее, Москва, охватывает почти 70 лет творчества художника, начиная с 1960–1970-х годов до сегодняшнего дня. В экспозиции «Небесный город. Мастерская художника» – более 600 скульптур, живописных и графических произведений.

Еще во время учебы в Московском художественном училище памяти 1905 года Шелковский увлекся беспредметным искусством, сблизившись с кругом художника Владимира Слепяна, куда входили Юрий Злотников и Борис Турецкий. В 1962–1966 годах Шелковский работал художником-реставратором в Московском Кремле и Великом Новгороде, где восстанавливал росписи Софийского собора и фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Опыт этой работы дал ему импульс к собственным художественным экспериментам. В произведениях Шелковского отражаются мотивы древнерусского искусства и деревянного зодчества – сложной резьбы наличников, геометрических и растительных орнаментов – и поиски аналитических основ формотворчества, находившихся в центре внимания русского авангарда. Рельефы и скульптуры художника продолжают традиции авангардистов Казимира Малевича, Ивана Пуни, Владимира Татлина, Ивана Клюна, с творчеством которых он познакомился еще в 1960-е годы в период работы реставратором, когда ему разрешили посетить запасники Третьяковской галереи.

Конец 1960-х – начало 1970-х годов – поворотный этап в биографии Шелковского. Во время поездки в Дом творчества для скульпторов в Переславле-Залесском он познакомился с Александром Косолаповым, Леонидом Соковым, Борисом Орловым и так же, как они, занялся скульптурой. Его мастерская на Сретенке превратилась в центр притяжения молодых художников. С этого времени именно скульптура стала его основным занятием. В то же время трехмерные композиции Шелковского сохраняют непосредственную связь с его живописью. Он переводит в объем вполне традиционные картинные сюжеты и жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), но переосмысляет их в соответствии со своей художественно-философской оптикой. Так, в рельефах из серии «Летние дни» классический пейзаж трансформируется в условную, обобщенную модель ландшафта, а «Облака», вдохновленные одноименным пейзажем Архипа Куинджи, становятся объемной и упорядоченной структурой.

В 1975 году произошла судьбоносная встреча Шелковского с коллекционером Георгием Костаки, который сразу же увидел в художнике продолжателя традиций русского авангарда и приобрел три скульптуры для своего собрания. Побывав в квартире Костаки, Шелковский оказался в музее авангарда: от пола до потолка стены были увешаны шедеврами Казимира Малевича, Александра Родченко, Эль Лисицкого, Владимира Татлина, Ольги Розановой и других.

В 1976 году Шелковский оказывается во Франции. Московскую мастерскую художника снесли, а в Париже ему предложили студию в городе Эланкур. Во второй половине 1970-х и в 1980-е годы Шелковский продолжал заниматься в основном скульптурой и много времени посвящал изданию журнала «А – Я», благодаря которому во время перестройки весь мир узнал о современном русском искусстве по ту сторону железного занавеса.

Наиболее точное определение своим скульптурам дал сам Шелковский, назвав их «рисунками в воздухе». «Меня интересует не массив камня, гипса, бронзы, а скорее абрис, схема, прозрачность. Я как бы рисую в воздухе, взгляд видит линии, контур, и лишь воображение создает общее, то есть сам предмет». Художник подчеркивает, что любая его работа, даже самая абстрактная, «имеет точкой отправления какую-то реальность». Природа, видимый мир – постоянный источник его творчества. Редуцируя изображение конкретного объекта до геометрической фигуры или линии, Шелковский обнажает его внутреннюю структуру и превращает в архетипический символ, эйдос. В интерпретации художника деревья, цветы, животные, человеческие фигуры становятся пластическими формулами, составными элементами созданного им универсума.

Закономерно, что тема города – одна из сквозных в творчестве Шелковского. Энергетические пульсации городского пространства материализуются то в жестких решетчатых силуэтах, похожих на чертежи или диаграммы, то в конструкциях, будто выращенных из фракталов. Визуально они отсылают к архитектонам и планитам Малевича – моделям космических строений для людей будущего, которые Шелковский впервые увидел на выставке «Париж – Москва» в 1979 году.

Важнейшей концептуальной частью экспозиции является мастерская Игоря Шелковского, которую художник согласился переместить в залы музея. Выставка в МАММ дает уникальную возможность оказаться внутри пространства, обычно закрытого от посторонних глаз и доступного лишь узкому кругу приглашенных.

Выставка будет работать до 15 декабря.

Фото: пресс-служба