Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре показывает масштабную персональную выставку Бориса Мессерера – сценографа, живописца, графика. Более 150 работ демонстрируют многообразие творческих методов мастера и охватывают период с конца 1950-х по 2020-е. Это макеты оформления театральных постановок, инсталляции, акварели, офорты, живопись, ранние образцы которой станут ключевой составляющей выставки.
Будущий художник родился в театральной семье: его отец – артист балета, балетмейстер Асаф Мессерер, мать Анель Судакевич – актриса немого кино, художница по костюмам, двоюродная сестра – балерина Майя Плисецкая. Среди тех, кто окружал с детства будущего художника, были люди театра, балета, кино, поэтому творческая многогранность Бориса Мессерера была предопределена его близким кругом с детства.
Название выставки «Калейдоскоп времени» отражает характер и суть представленных работ мастера. Вместе они позволяют увидеть многообразность, вариативность и развитие тех или иных пластических и формообразующих черт в многолетней ретроспективе, а на примере новых работ, созданных Борисом Асафовичем, подтвердить верность автора своему художественному языку. Кроме того, в работах запечатлено время и его дух от десятилетия к десятилетию, будь то портреты современников 1960-х, или уклад мастерской, ставшей неформальным культурным центром в 1970-е, или поздние поэтические акварельные пейзажи 2000–2010-х с видами Тарусы, с которой автор так крепко связан вот уже десятилетия.
Центр экспозиции – ранние работы автора конца 1950-х – 1960-х, период смелых новаторских поисков на поле неофициального нонконформистского искусства. Основные сюжеты этих холстов – натюрморты с простыми бытовыми предметами, портреты друзей и близких, скромные интерьеры, пейзажи. Особая выразительность этих образов достигается свободой художественных приемов, минимализмом и лаконичностью изобразительного языка. Совсем в ином духе созданы масштабные абстрактные композиции следующего раздела выставки, призванного погрузить зрителя в «калейдоскопический» зал цвета, формы и времени: самые ранние абстракции были выполнены мастером в 1960 году, а самые поздние – в 2020-м.
Важнейшая часть творческого пути Бориса Мессерера связана с театром. Макеты декораций и холсты со сценами из постановок, собранные в едином пространстве, образуют своеобразный синтез из избранных театральных работ. Тема балета находит отражение в крупноформатной серии с изображением балерин. Дополняют выставку архивные фотографии и фильм-интервью, записанный в знаменитой мастерской Бориса Мессерера на Поварской улице.
Выставка будет работать до 31 августа.
Фото: пресс-служба
Комментарии