Музей AZ при участии галереи pop/off/art подготовил выставку «Зверев/Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность», которая начнет работу 17 ноября. Она посвящена двум легендарным авторам второй половины ХХ века и станет первым музейным показом работ Евгения Михнова-Войтенко в Москве. В экспозицию войдут более 100 работ Анатолия Зверева и Евгения Михнова-Войтенко из коллекции Музея AZ, Русского музея, Нового музея Аслана Чехоева и частных собраний Москвы и Петербурга.

Анатолий Зверев

Сравнивая двух авторов, кураторы предлагают увидеть общие основы художественных новаций эпохи оттепели, а также знакомят аудиторию с Евгением Михновым-Войтенко, чье имя для московского зрителя долгое время оставалось неизвестным. Название выставки «Секунда, умноженная на вечность» – это цитата из дневников Михнова-Войтенко.

Евгений Михнов-Войтенко

Отправной точкой экспозиции послужила статья художника Михаила Кулакова, написанная в 1981 году. В этом сравнительном исследовании Анатолия Зверева и его современника Евгения Михнова-Войтенко – ярких фигур московского и ленинградского андеграунда, Кулаков, который был лично знаком с художниками, пишет о творческом подходе каждого, манере общения, привычках, взаимоотношениях с женщинами и алкоголем и при этом обоим ставит вердикт – гениален. Это сопоставление-исследование и продолжают кураторы проекта Сергей Попов, Серафима Кострова и Наталья Волкова.

«На выставке “Секунда, умноженная на вечность” мы предлагаем зрителям продолжить увлекательное занятие сопоставления сходств и различий, – говорит Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ. – Согласиться или не согласиться с мнением кураторов, поразмышлять о судьбах художников в период оттепели, а главное – насладиться удивительными работами ранних периодов творчества Анатолия Зверева и Евгения Михнова-Войтенко».

Яркий период творчества художников пришелся на 1956–1960-е годы. Оба автора держались в стороне от союзов и объединений и практически не участвовали в групповых выставках. «Зверев и Михнов-Войтенко оставили внушительное наследие. Оба работали в разных направлениях: абстракции и фигуративе, поэзии и прозе, избегая рамок и ярлыков. – рассказывает Серафима Кострова, куратор выставки, директор галереи pop/off/art. – Их наследие впитало в себя самые разные веяния “измов” ХХ века – экспрессионизма, абстракционизма, ташизма. Михнов-Войтенко экспериментирует с материалами, техниками и направлениями, преимущественно создавая беспредметные трансцендентные композиции. У Зверева из абстрактных экспериментов конца 1950-х возникает портрет: ему нужен человек, он физически не мог находиться один. Михнов-Войтенко всю жизнь искал достойного собеседника, прожив жизнь затворника; Зверев же избрал для себя путь шута, скрываясь под масками. Они никогда не встречались, по крайней мере, об этом не дошло информации. Однако, по воспоминаниям близких, Михнов-Войтенко особо отмечал Зверева, противопоставляя себя – художника, создающего мир, Звереву – художнику, реагирующему на мир».

Выставка будет работать до 14 апреля 2024 года.

Фото: пресс-служба