Главный проект Музея Москвы в 2024 году – выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» на Зубовском бульваре – рассказ о том, как менялись жизнь и образ горожанки в первые десятилетия советской власти, через призму художественных произведений первой половины XX века. В экспозиции около 2 тыс. экспонатов из более 30 российских музеев и частных коллекций. Это в том числе произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников.
Главной героиней искусства 1920–1930-х стала новая женщина-горожанка – та, что преобразует город и действует в нем. Работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроевка и художница, пролетарская писательница и жена инженера – каждая из них является не только реальным человеком, но и аллегорией советской истории. Этот многогранный образ москвички будет представлен не только живописными портретами, но и скульптурой, графикой, плакатами, монументальными панно.
«На выставке мы покажем ряд редких работ из множества российских музеев, а главное – сфокусируемся на союзе индустрии и искусства, которого нам так не хватает сегодня. Меня много лет интересует образ раннесоветской москвички как выпуклое соединение реального и идеального в художественном пространстве. И это сочетание нашло свое отражение в названиях разделов, где конкретные образы (“Героиня нэпа”) соседствуют с метафорическими (“Превращение в памятник”)», – рассказывает сокуратор выставки Надежда Плунгян.
Один из центральных для советской культуры образ тех лет – текстильщица. По количеству фабрик и числу рабочих текстильная промышленность занимала первое место среди всех московских производств, оказывая существенное влияние на развитие города. Трудились на этих предприятиях в основном женщины, и именно в честь текстильщиц-революционерок получил свое название журнал «Работница» – первоначально социалистический листок, который распространялся на фабриках. Эта тема раскрывается во второй части выставки – через личные истории художниц-москвичек.
«Четыре года назад на выставке “Ткани Москвы” мы представили истории двенадцати московских художниц-производственниц, которые полностью посвятили себя текстильной промышленности и за десятилетия советской власти разработали тысячи рисунков для ткани. На выставке “Москвичка” мне важно было обратиться к тем, кто сформировал этот тип художницы в 1920-х годах. Я остановилась на девяти героинях, каждая из которых по-своему раскрыла потенциал и возможности искусства текстиля и моды. Одни попали в индустрию волей случая, другие осознанно включились в процесс, а для кого-то работа с костюмом или тканями стала лишь одной из страниц их большой биографии, но в результате оказала сильное влияние на весь творческий метод», – делится сокуратор выставки Ксения Гусева. Среди героинь, например, выдающийся скульптор Вера Мухина, начинавшая свою карьеру с разработки театральных костюмов, а затем моделей одежды, Людмила Маяковская – сестра знаменитого поэта, возглавлявшая аэрографическую мастерскую на фабрике Трехгорной мануфактуры, и актриса Любовь Орлова, воплотившая эталонный образ советской ткачихи на киноэкране.
«Выставка погружает в мир москвичек 1920–1930-х годов, позволяет увидеть “живых” героинь с их чаяниями и надеждами, изучить их быт и в то же время понять, какими женщин того времени видели окружающие», – добавляет генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова.
Выставка будет работать до 25 августа.
Фото: пресс-служба
Комментарии