Совсем молодой Музей нонконформизма – он открылся летом этого года – представляет творчество художников-нонконформистов, или шестидесятников, сформировавшихся в период хрущевской оттепели. Они не присоединились ни к правящей партии и ее официальному искусству – соцреализму, ни к политическому подполью, оставляя за собой право следовать собственным художественным поискам. Основу музея составила частная коллекция Надежды Брыкиной, которую она собирает с начала 1990-х.

C 15 ноября в музее начинает работу новый проект – выставка Марлена Шпиндлера «Перед праздником».

В зале Музея нонконформизма

Творчество этого художника поражает своей мощью и духовной силой. В его лице реализован редкий феномен неповторимой творческой индивидуальности. В работах Шпиндлера открывается иная реальность, в которой автор соединяется с окружающим миром природы и в то же время тяготеет к символическому обобщению. Неслучайно его фигуративные композиции нередко напоминают спонтанные произведения абстрактного экспрессионизма. «Когда пишу картину, стараюсь чувствовать себя непосредственно, делать все сразу, “влет”, чтобы чисто было, не замучено. А вообще-то писать нужно, когда увидишь, и чтоб душа перевернулась. Тогда выйдет что-либо», – говорил о своем методе сам художник.

В экспозицию вошло около 50 произведений, созданных в период между 1960-ми и 1990-ми. Шесть разделов связаны с различными периодами жизни и творчества мастера. Первую часть составляют ранние произведения 1950-х годов, когда Марлен разрабатывал символическую тему иконных «образов». Его особые «полуабстракции» нередко содержали религиозные символы, а таинственные и аскетичные образы напоминали о древнем искусстве. Марлен Шпиндлер намеренно работал красками, изготовленными собственноручно, следуя традициям древнерусских художников, зачастую используя в качестве основы мешковину и другие материалы.

Отдельный раздел выставки составляют тюремные работы, когда, несмотря на ограниченные возможности, художник продолжал заниматься живописью, а также пейзажи, которые Марлен писал на протяжении всей своей жизни и в любых обстоятельствах.

В конце ХХ столетия к Шпиндлеру пришла известность: состоялось несколько значительных выставок, в том числе организованных Надей Брыкиной. В 1996 году с успехом прошла персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, а в 2010 году в ГЦСИ состоялась презентация трехтомного альбома, посвященного его творчеству.

Будучи человеком чрезвычайно эмоциональным, категоричным, прямым и требовательным, всегда уверенный в своей правоте, он нередко отталкивал от себя людей. Вероятно, именно по этой причине его произведения долгое время были известны лишь узкому кругу исследователей современного искусства России. Сегодня произведения Марлена Шпиндлера хранятся в крупнейших российских собраниях, в том числе в фондах Государственной Третьяковской галереи и Русского музея. «Я считаю возможным поставить творчество Марлена Шпиндлера в единый ряд с такими мастерами русского авангарда, как Марк Шагал, Василий Кандинский, Казимир Малевич, чьи феномены индивидуальных гениев и создали всю широту “потока” искусства ХХ века», – утверждает Наталия Александрова, заведующая отделом живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи и один из крупнейших исследователей творчества художника. 

Выставка будет работать до 15 марта 2024 года.

Фото: пресс-служба