На Мясницкой в Музее нонконформизма / Галерее Надежды Брыкиной 16 октября открывается выставка об истории формирования и развития творческого метода художников-нонконформистов в 1970-х годах.

В экспозицию войдут работы Марлена Шпиндлера, Игоря Вулоха, Алексея Каменского, Владимира Андреенкова, Юрия Злотникова, Валерия Юрлова и Бориса Отарова, показывающие совершенно разные оптики, через которые художники воспринимали окружающую их действительность. Творчество этих мастеров отражает непохожие друг на друга стили мышления и разные языки художественной рефлексии.

В период 1970-х Алексей Каменский перестал ощущать состояние борьбы, необходимое ему как художнику. Сам Алексей Васильевич называл этот период своей жизни успокоением. (В советской стране установилась эпоха застоя.) Характерной особенностью творческого подхода Каменского стал отказ от предварительного замысла и планомерно построенной формы в пользу спонтанной манеры письма и свободных импровизаций на холсте.

Владимир Андреенков был убежден, что истинный путь художника несовместим с политическим акционизмом. Напротив, успех или победа лежит в глубине собственного «я»: «Самоуглубление – вот путь, по которому должен идти художник, и если он профессионал, то обязан многим жертвовать». Творчество художника в этот период характеризуется уходом от «изобразительности» и переключением внимания на выявление законов организации пространства.

1970-е годы для Марлена Шпиндлера стали одновременно и кульминацией его творческого пути, и периодом тяжелых жизненных испытаний. Оставшись без работы в Промграфике, художник полностью посвятил себя творчеству. Именно в этот период он открыл для себя новый материал – грубую, крупнозернистую мешковину. Трудоемкая работа над холстами и отсутствие признания провоцировали у художника нервные срывы.

На 1970-е пришелся также период расцвета творчества Игоря Вулоха. Художник ушел с Киностудии им. Максима Горького, чтобы вернуться к живописи. Первыми плодами его творчества стали работы в белых тонах, вдохновленные минимализмом. Начиная с этого «белого периода» художник задавал себе узкие рамки в выборе цветовой палитры и выстраивал композицию вокруг определенной плоскости.

Несмотря на отсутствие всеобщего признания, Юрий Злотников не испытывал переживаний по поводу того, что он оказался на периферии советской художественной жизни. Период застоя дал ему возможность полностью окунуться в творчество. Так он его описывал: «Удивительная вещь: ничто не мешало работать. Говорят: “Вот, сталинская эпоха…” Ничего подобного. В мою работу никто не вмешивался. Да, меня не выставляли, но никто не влезал в мое творчество. Я был предоставлен самому себе, культуре, ходил в библиотеку, смотрел, активно участвовал в творческих вечерах».

Борис Отаров, будучи преподавателем Московского энергетического института, все больше испытывал желание стать художником, что означало сойти с проторенного пути и шагнуть в полную неизвестность. В своем творчестве Отаров пытался вывести образы за пределы плоскости в стремлении поведать миру нечто важное, глобальное и при этом радостное. Обретя внутреннюю свободу, он уже не думал о законах двухмерного изображения, и оно становилось трехмерным, поражая своей явной скульптурностью отдельных фрагментов.

Валерий Юрлов в 1970-е продолжал активно развивать свою теорию «пара-форм», основанную на сопоставлении двух состояний одного объекта или образа – «до» и «после», целого и разрушенного, статичного и измененного. В эти годы он подошел к теме коммуникаций и новой фонетики цвета. Традиционное для живописи столкновение теплого и холодного цветов, над которым художник раньше работал, привели к мысли о том, что «точка соединения разности цвета – “пара форм” – дает “взрыв”. А множество различных столкновений-“взрывов” создает бесконечный музыкальный ряд, где “нотная шкала начинает пульсировать, то есть жить”, уходя в другую среду (потолок, стены, любые плоскости). Они могут исчезать, появляться, захватывать и создавать новый бесконечный ряд». Таким образом художник через двойственность форм исследовал время, противоположности и их взаимодействие, благодаря чему вошел в число заметных фигур художественного андеграунда.

Выставка будет работать до 8 марта 2026 года.

Фото: пресс-служба