«Метафоры бесконечности» – под таким названием 21 января в Новой Третьяковке открывается выставочный проект, посвященный творчеству одного из пионеров кинетического искусства, Франциско Инфанте. В ретроспективной экспозиции, демонстрирующей более чем шестидесятилетний творческий путь художника, будет представлено более 400 произведений из коллекции Третьяковской галереи и собрания автора, а также отдельные объекты, рисунки и эскизы из собраний музеев и частных коллекций.

Франциско Инфанте на съёмках артефактов

Еще в юности Инфанте поставил себе задачу – «обозначить природу бесконечности окружающего мира». В Строгановское училище он сблизился с кругом молодых кинетистов, членов будущей группы «Движение» (1964). Подобно русским авангардистам, Инфанте исходил из того, что искусство не обязательно должно воспроизводить образы реальности, и в качестве универсального визуального языка и способа познания мира выбрал геометрию. Уже в 19 лет художник создал одну из важнейших своих работ – «Рождение вертикали», тогда же возникли множественные вариации «Спиралей», а спустя год – проекты первой кинетической конструкции. Стремление упорядочить, гармонизировать Космос привело вскоре к разработке многочисленных «Проектов реконструкции звездного неба» (1965). Все эти опыты, получившие воплощение в сериях рисунков, живописных работ на бумаге, объектах, нашли развитие в главном открытии Франциско Инфанте – изобретении нового, не поддающегося привычной классификации вида искусства – артефакта.

Экспозицию открывают собранные в грандиозную пространственную инсталляцию более двухсот «артефактов», начиная с вдохновленных одним из главных «собеседников» Инфанте Казимиром Малевичем первых опытов по соединению искусственного и природного начал в «Супрематических играх» 1968 года и заканчивая циклом «Интервалы», созданного летом 2024 года. Отдельный зал представляет «Проекты реконструкции звездного неба» и новую версию инсталляции «Машина в лесу», впервые показанную в Третьяковской галерее на персональной выставке художника в 1992 году. Завершает экспозицию зал, в котором собраны кинетические объекты, живописные и графические работы 1960-х годов, а также зеркальные конструкции 1970-х, служившие инструментарием для создания артефактов из циклов «Жизнь треугольника», «Состояние круга», «Странствия квадрата» и «Зимний квадрат», «Игра жестов», «Очаги искривленного пространства».

Выставка будет работать до 13 апреля.

Фото: пресс-служба