Более 240 работ из собраний 19 музеев России и частных коллекций предстанут на выставке в музее «Новый Иерусалим», которая откроется 27 декабря. Проект под названием «Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века» исследует образы и наследие XVI–XVII столетий в искусстве конца XIX – первой трети XX века. В этот период художники часто обращались к истории и визуальным образам XVII столетия, переосмысляя их и всю допетровскую эпоху в своем творчестве. Выставка показывает различные проявления этого интереса через полотна Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха, Наталии Гончаровой, Александра Головина, Константина Коровина, Дмитрия Стеллецкого, Кузьмы Петрова-Водкина и других мастеров. «В эпоху политических, идеологических и художественных разногласий увлечение эстетикой XVII века объединяло таких далеких друг от друга художников, как Билибин и Филонов, Рябушкин и Кандинский, Стеллецкий и Гончарова. В этом был не просто исторический интерес, но попытка через обращение к XVII веку понять вневременные константы русской жизни и национального понимания красоты, – рассказывает Василий Успенский, искусствовед, куратор выставки. – “Формула Руси” пытается суммировать их труды и вновь обратить внимание зрителя к сложному, самобытному и прекрасному последнему веку допетровской России».
Выставка будет интегрирована с постоянной экспозицией музея, а в комплексе весь проект охватит целый этаж. «Для “Нового Иерусалима” это первый подобный опыт, когда временная выставка вступает в диалог с собственной коллекцией музея, – говорит Анна Антипенко, директор музея. – Наше собрание началось и строилось с фундамента, в основе которого знаковые предметы XVII столетия. Замысел в том, чтобы, проходя залы постоянной экспозиции, посетитель погружался в эпоху, напитывался искусством того периода и затем, переходя уже к основному пространству выставки – как к кульминации, – смог иначе, осмысленно посмотреть на работы художников Серебряного века и их “погружения” в XVII век, ставший мощным источником вдохновения».
Выставка начинается в залах постоянной экспозиции музея, где демонстрируется коллекция предметов XVII века. Многие из них связаны с Ново-Иерусалимским монастырем и патриархом Никоном. Это исходная точка повествования, позволяющая зрителям проникнуться красотой и своеобразием искусства последнего столетия допетровской Руси, всем тем, чем вдохновлялись художники Серебряного века.
Интересно, что экспозиция отражает так называемые «темный» и «светлый» мифы Средневековья, то есть критическое и восторженное восприятие эпохи, предшествовавшей Новому времени. «Темный» миф был сформулирован во времена правления Петра I и закреплен в последующие эпохи вплоть до советского времени. Согласно ему, допетровская Русь представлялась темной, косной, отсталой, жестокой и рабской. Бесконечная череда войн, смут, восстаний, народных бедствий и властного произвола, а также резкий контраст с европейскими реалиями того времени были тому основой. «Светлый» миф получил наибольшее развитие в Серебряном веке, которому был свойствен ностальгический и мифологизированный взгляд в прошлое. Переход от смуты к порядку и процветанию, духовность и патриархальная чистота нравов, самобытность жизненного уклада вкупе с ярким визуальным образом золотой осени Средневековья: раззолоченные главы церквей, узорчатый бархат, боярские меха, – делали XVII век эпохой, похожей на волшебную сказку. Ныне «темный» и «светлый» мифы XVII века сосуществуют в русской культуре, дополняя друг друга.
Выставка будет открыта до 16 июня 2024 года.
Фото: пресс-служба
Комментарии