В музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас» открылась выставка «Красные и белые», которая знакомит посетителей с шедеврами плакатного искусства времен Гражданской войны из фондов музея-заповедника «Горки Ленинские», где хранится самая большая в нашей стране коллекция артефактов такого рода.

Политический плакат, при свойственных ему динамизме и лаконичности формы, образной и цветовой символике, вобрал в себя лучшие традиции русской культуры: художественные приемы иконописи, лубка, журнальной карикатуры. «Все художественные приемы, которые мы видим у авторов агитационного искусства, с успехом используются современными мультимедийными технологиями, и потому актуальны и интересны как специалистам, так и зрителям, готовым искать в редких примерах политического плаката времен Гражданской войны ответы на сложные вопросы истории», – отметил директор музея-заповедника «Остафьево» – «Русский Парнас» Андрей Лоскутов.

Основные жанры политического плаката – сатирический и героический. Сатирический разоблачал «старый строй» и тех, кто его поддерживал. Героический призывал к борьбе с врагами, пытаясь создать нового героя, черты которого формулировались определенным образом и с той, и с другой стороны. Соответственно, художникам тоже приходилось определяться, на чьей они стороне.

В 1919 году художник Михаил Черемных принял участие в выпуске печатной стенной газеты Российского телеграфного агентства (РОСТА, ныне ТАСС). Тогда же он предложил создать сатирический журнал-плакат с рисунками и стихами на актуальные политические темы и вывешивать его в витринах магазинов. Так появились «Окна РОСТА». В том же году Михаил Черемных создал плакат «Так больше на будет». Ему почти тут же «ответил» неизвестный автор плаката из Архангельска «От Временного Правительства Северной области. Что обещали большевики и что они дали народу» – с резкой критикой советской власти.

География плакатов того времени обширна. Типографии Омска, Астрахани, Курска, Харькова, Москвы, Петербурга практически не останавливали печатные станки. Художники постоянно расширяли тематику. Одни в технике литографии печатали портреты Колчака и Врангеля, другие призывали: «Ловите счастья миг златой, его тяжка утрата! Покупайте билеты на лотерею!» На лубочном плакате Донского отдела осведомления – «Вручение пернача атаману Каледину», а в Издании Курского городского рабочего кооператива художник Александр Аршинов создал экономический плакат «Силен пролетариат – сильна и кооперация!». Как говорит куратор проекта, начальник отдела научно-просветительской работы музея-заповедника «Горки Ленинские» Светлана Генералова, «с помощью наиболее ярких образцов агитационного искусства мы показываем многоцветную картину меняющегося каждый день мира глазами всех участников гражданского противостояния. Ведь именно в годы Гражданской войны политический плакат достигает своего расцвета как отдельный вид искусства».

Выставка открыта до 24 ноября.

Фото: пресс-служба