Парк Малевича – открывшаяся в декабре 2020 года площадка для длительного экспонирования средового искусства и паблик-арта XX–XI веков. Он расположен в Одинцовском районе недалеко от Барвихи и Немчиновки и посвящен основателю супрематизма. Казимир Малевич часто бывал в этих местах, где жил у родителей своей второй супруги. Парк наполнен художественными отсылками к творчеству Малевича. В его архитектуре используются геометрические формы – квадрат, круг, треугольник – и зеркальные поверхности. Входной павильон, созданный скульптором Григорием Ореховым по мотивам «Черного квадрата», представляет собой разделенный пополам зеркальный куб и напоминает перекресток, где посетители могут заглянуть в бесконечный коридор отражений.
Парк открывает вторую часть экспозиции современного искусства 2 июня. В нее войдут пять объектов, созданных в разные годы Игорем Шелковским, Леонидом Тишковым, Аллой Урбан, Александром Константиновым и Романом Ермаковым. Вдохновленные идеями русского авангарда произведения современных художников переосмысляют наследие XX века. Напомним, что первая часть экспозиции была запущена осенью 2022 года: парк наполнили объекты Франциско Инфанте-Арана, Вячеслава Колейчука, Леонида Тишкова, Аристарха Чернышева и Игоря Шелковского. Авторы объектов – всемирно известные художники, классики неофициального искусства 1960–1970-х годов, а также художники последующих поколений, уже получившие международное признание, – обращаются к опыту авангарда за подтверждением тезиса о том, что «искусство – это не только делание объектов, но и изобретение идей и визуальных языков» (В. Колейчук).
«Человек бегущий» Игоря Шелковского, встречающий посетителей на входе, происходит из серии, над которой художник работает с начала 2000-х годов. Именно «Люди» были впервые переведены мастером в масштаб городской скульптуры. Конструктивное мышление Шелковского, собирающего из линейных структур вариативные композиции, сближает его творчество с экспериментами русского авангарда. «Человек сидящий» того же Шелковского, прежде открывавший маршрут, сменил локацию и теперь поджидает посетителей в липовой аллее. «Куб космоса» постконцептуалиста Леонида Тишкова завершает триптих художника для Парка Малевича. Вместе с «Частным солнцем» и «Частной луной», размещенными в парке осенью 2022 года, он обыгрывает излюбленные формы супрематизма, наделяя базовые формы новыми смыслами. «Куб» продолжает тему небесных тел и отношений человека с безграничным пространством неба и неизведанного космоса. Пространственно-средовой объект «Встреча» художницы Аллы Урбан – сюрреалистичные глаза леса – наследует идеям органического авангарда Михаила Матюшина, мечтавшего о «расширенном смотрении», и ученика Казимира Малевича Владимира Стерлигова, создавшего собственную формулу искусства – «чашно-купольную систему», где геометрические фигуры супрематизма сменяют соприкасающиеся кривые – купол неба и чаша земли. Автор «Цветных деревьев» Александр Константинов – художник, математик и архитектор – на весь мир известен своими монументальными инсталляциями из цветного скотча и тонких деревянных или металлических планок. Его минималистские структуры, основанные на точных расчетах, подобно произведениям авангарда, «проверяют» природу линией, спрямляют изгибы стволов и ветвей, организуют мир согласно законам геометрии. На временное экспонирование в парке будет представлена «Стабильная композиция» скульптора Романа Ермакова из арт-коллекции Sminex. Белоснежная монументальная скульптура входит в авторскую серию «Танцующая ось пятого измерения», где среди других разноцветных и сложно сбалансированных объектов она выступает стартовой «обнуляющей» позицией для каждого нового «танца» форм и состояний.
Фото: пресс-служба
Комментарии