В экспериментальном пространстве Музея AZ – AZ/ART, что на Маросейке, в доме Нарышкина – Рагузинских, 7 декабря откроется вторая по счету выставка «Живые скульптуры». Это очередная часть проекта «Системы мимикрии».

Мимикрия становится формальным приемом, кураторским ходом, когда выставочный проект маскируется то под научное исследование, то под тематическую ретроспективную экспозицию, то под игру в ассоциации. «На этот раз пространство AZ/ART наполнится фрагментами статуй, эпох и воспоминаний, – говорит куратор проекта Александр Дашевский. – Скульптуры будут оживать, тела – каменеть, а античные обломки продемонстрируют свою текучесть. В финале зрителя ждет большой музейный торжественный реликварий, где из частей прежних травм формируется новое тело культуры».

Оживающие изваяния и окаменевающие люди – устойчивый сюжет в искусстве и мифологии, который артикулирует парадоксальную связь между телом и скульптурой. Модель, где одно является образцом, а второе – подражанием, одно живое, а другое – вещь, меняется, в том числе когда человек или статуя утрачивает цельность. Фрагментация, нарушение первоначального художественного замысла в результате катастрофического поворота истории вскрывает в камне или бронзе внутреннее сходство с человеческой плотью, столь легко уязвимой. Когда речь заходит о теле, ситуация зачастую обратная.

На экспозиции предстанут работы Владимира Янкилевского, Вадима Сидура, Игоря Шелковского, Гриши Брускина, Андрея Кузькина, Петра Дьякова, Елены Филаретовой, Надежды Антышевой, Владимира Козина, Петра Белого, Никиты Селезнева и других авторов. Опорными точками выставки станут инсталляция Петра Белого Caput mortuum, состоящая из бетонных объектов, похожих на обломки античных статуй, и большой стеллаж, напоминающий то ли реликварий, то ли открытое хранение скульптуры, то ли склад вещдоков. Одна из стен пространства будет превращена архитектором проекта Михаилом Масловым в хранилище с различными фрагментами скульптур-тел. 

Выставка будет работать до 18 февраля 2024 года.

Фото: пресс-служба