В главном здании ГМИИ им. А. С. Пушкина на Волхонке, 12, открылся масштабный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем. Впервые перед российским зрителем предстанет история знаменитых выставок – Салонов XVIII века, на которых демонстрировалось актуальное искусство того времени. Это не только картины, но и произведения скульптуры, графики, нумизматики и шпалерного ткачества. Перед посетителями предстанет панорама французского искусства XVIII века – от зарождавшегося стиля рококо до неоклассицизма конца столетия. Они смогут посмотреть на произведения глазами одного из ведущих философов и критиков эпохи Просвещения. Именно Салоны Дени Дидро как образец жанра и документ эпохи формируют «сюжет» выставки.
Решение Людовика XIV о проведении в 1667 году первой публичной экспозиции работ членов Королевской академии живописи и скульптуры имело революционное значение для развития европейского искусства. На Салонах впервые появился единый принцип организации экспозиции (иерархия жанров), своего рода концепция; начали печататься каталоги, ставшие обязательным атрибутом почти всех этих экспозиций (по таким основным принципам до сих пор строится выставочная деятельность).
Открывает проект раздел, рассказывающий о первых Салонах: от выставок в Пале-Рояле и Большой галерее Лувра до луврского Квадратного салона, давшего название самим экспозициям. На одной из стен представлена инсталляция, которая призвана продемонстрировать принципы шпалерной развески и вертикальной иерархии жанров. Портрет дофина Людовика работы Луи Токке указывает на королевский патронаж: изображение короля или его родственников всегда занимало центральное место в экспозициях Лувра. Верхние ярусы отведены большим религиозным и мифологическим композициям Л. де Булоня, П. Ж. Каза и К. Ван Лоо; на уровне глаз зрителя размещены картины небольшого формата Ж.-Б. Сантерра, Н. Ланкре, Ф. Буше и Ф. Дюмона, относящиеся к «низким» жанрам, – портреты, жанровые сцены и пейзажи, экспонировавшиеся на Салонах разных лет.
Экспозиция следующих залов посвящена знаменитым Салонам Дидро – критическим обзорам выставок в Лувре, которые затрагивали вопросы не только истории искусства, но также эстетики и философии. Этот раздел включает как произведения искусства, так и редкие образцы художественной критики XVIII века и экземпляры рукописного журнала «Литературная корреспонденция», для которого и предназначались обзоры философа. Критические тексты Дидро экспонируются рядом с произведениями, которым они посвящены. В разделе будут также показаны каталоги Салонов – небольшие буклеты с указанием имен художников и их произведений (без иллюстраций).
Продолжит экспозицию воображаемый кабинет философа. Насыщенное деталями описание кабинета в доме на улице Таранн в Париже, данное Дидро в сочинении «Плач по моему старому халату. Тем, у кого больше вкуса, чем богатства», позволило в свободной форме воссоздать в музейном зале рабочее пространство мыслителя. Этот раздел выставки расскажет о Дидро как о коллекционере и наделенном благородным вкусом человеке, к чьим суждениям прислушивалась просвещенная Европа. Здесь также будут показаны книги из библиотеки Дидро, приобретенной императрицей Екатериной II в 1765 году. Помимо выплаченных ему тогда же средств, философу была назначена пенсия как «библиотекарю Ее Величества», книги же оставались у бывшего владельца до конца его дней. Библиотека прибыла в Эрмитаж только в 1785 году – по соглашению с дочерью и наследницей Дидро, Мари Анжеликой де Вандёль.
Экспозиция последнего зала познакомит посетителей с историей Салонов после Дидро – с выставками, прошедшими с 1783 года до конца XVIII века.
Выставка будет работать до 1 октября.
Фото: пресс-служба
Комментарии