В 2023 году Stella Art Foundation переехал на 2-й этаж башни «Меркурий» в Москва-Сити. И выставка «Парсуны нон грата», открывающаяся 5 октября, – первый масштабный проект в новом пространстве фонда. Будет показано более 60 работ, среди которых никогда прежде не экспонировавшиеся произведения классика соц-арта Бориса Орлова и скульптуры Сергея Шеховцова, охватывающие 25-летний творческий путь художника.
Авторов связывает не только многолетняя дружба, но и обращение к темам исключенного, подавляемого и скрытого. Название выставки «Парсуны нон грата» указывает нам на фигуры (персоны) умолчания, вытесненные в область коллективного бессознательного.
Художник Борис Орлов, стоящий у истоков соц-арта, начиная с середины 1970-х разрабатывает строгую систему функционирования подсознательного советской идеологии. «Меня больше всего интересовал феномен империи, а тогда этого слова даже произнести вслух нельзя было. А я, такой молодой и смелый, вдруг стал в своем творчестве эту тему разрабатывать. И изучая весь опыт и принцип работы машины советской пропаганды, я увидел, что весь визуальный опыт Советского Союза базируется на визуальном наследии всех мировых империй, от Александра Македонского через Рим, Наполеона, сталинский стиль и прямиком к Брежневу. Тема власти всегда была для меня очень важна, но сам я никогда политикой не занимался, так что сказать, что я политический художник, неправильно. Я, скорее, исследователь, наблюдатель, художник-политолог».
Несколько иную оптику на исключенный объект мы встречаем в работах Сергея Шеховцова, который обращается к отброшенным и отвергнутым низовым образам массовой культуры и обыденности. Выполненные из «неблагородных» промышленных материалов, часто покрытые хаотичными граффити, обманчиво легкие sculptura secunda Шеховцова кажутся незавершенными. «В 2001 году возникло ощущение мира как мягкой, аморфной, обманчивой материи, – говорит художник. – И первый проект хотелось сделать о том, что окружающий мир – это иллюзия. В целом это было поп-артистское высказывание, а обработка материала граффитистским инструментом усиливала ощущение иллюзии. Важны были фактура, история про мягкость и твердость…» Бесконечно мутируя и сливаясь, предметы и герои работ Шеховцова не могут поделить между собой единое пространство и изгоняются в бесконечную пустоту. Неудивительно, что излюбленными героями художника стали исключенные и бесправные жители города, а кроме того, голуби и бродячие собаки.
Выставка будет работать до 31 января 2024 года.
Фото: пресс-служба
Комментарии