Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник открыл в выставочных залах Суздальского кремля замечательную выставку, которая станет главным арт-событием грядущих новогодних праздников, да и всего осенне-зимнего сезона 2025/26.

Суздальский кремль

Название экспозиции – «Поленов и ученики» – говорит само за себя. Перед посетителями предстает череда живописных полотен и графических листов, архивных документов и личных предметов. Все они не только рассказывают о творчестве Василия Дмитриевича Поленова, великого русского мастера, работавшего на рубеже XIX–XX столетий, но и показывают его как Учителя с большой буквы, оказавшего огромное влияние на целое поколение молодых художников.

В 1882 году он возглавил пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Но, помимо «официальных занятий», общение учителя и его учеников происходило и в неформальной обстановке – на регулярных рисовальных вечерах, которые устраивались дома у Василия Дмитриевича. Среди его учеников были те, кто совсем скоро составил славу России: Исаак Левитан, Абрам Архипов, Александр Головин, Илья Остроухов, Константин Коровин и многие другие художники, работавшие в самых разных направлениях и стилях. «Мы собирались в одной из больших комнат поленовского дома. Комната ярко освещена, посередине большой стол, на нем краски, кисти, палитра. Кругом расставлено три-четыре мольберта. Кто пишет маслом, кто акварелью, кто рисует цветными карандашами. Для портрета позирует кто-нибудь из присутствующих. Василий Дмитриевич участвует в общей работе. Прерывается работа обсуждением, спорами», – так вспоминал эти моменты Коровин. На выставке можно увидеть несколько таких «сцен», запечатленных как Коровиным, так и Еленой Дмитриевной Поленовой, художницей, сестрой Василия Дмитриевича. А еще порассматривать, как одну и ту же модель – Исаака Левитана в образе бедуина – изобразили Михаил Нестеров, Сергей Виноградов, Сергей Иванов и сам Поленов.

Эта часть экспозиции служит своеобразным прологом. Для многих будет неожиданно увидеть художника в такой душевной, домашней, дружеской обстановке. Интересно и то, что в этом разделе Поленов раскрывается и как композитор.

Во втором зале наследие Василия Дмитриевича показано через образ пути. А на картинах художников поленовского круга – природа средней полосы России. Кроме известных картин мастера «Ранний снег», «Стынет», «Река Оять», здесь собраны пейзажи Ильи Остроухова, Исаака Левитана, Валентина Серова, Аполлинария Васнецова, других учеников и современников Поленова.

Темы связи поколений и постепенного увядания и ухода старших показаны через образ русской усадьбы. И здесь одно из центральных полотен – знаменитый поленовский «Бабушкин сад», компанию которому составляют работы Марии Якунчиковой-Вебер, Сергея Виноградова, Станислава Жуковского.

В разделе о путешествиях, наряду с творениями крупнейших русских живописцев, представлены работы армянского художника Егише Татевосяна, который был дружен с Поленовым и который совершил вместе с ним поездку в Палестину в 1898 году. Также очень интересны снимки Леонида Кандаурова, физика и астронома, близкого друга семьи художника, сопровождавшего Поленова в путешествии по Ближнему Востоку, – тема поиска образа Христа занимала в жизни и творчестве Василия Дмитриевича особое место. Не случайно эпиграфом к выставке служит его «За кого меня почитают люди?» 1900 года из цикла «Из жизни Христа».

Проект объединяет работы из собраний крупнейших музеев страны, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Российский национальный музей музыки, Музей-заповедник «Поленово» (его директор Наталья Поленова, правнучка художника, стала одним из кураторов выставки), Ярославский художественный музей, Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина, Вологодскую областную картинную галерею.

Помимо этой выставки, очень стоит посетить небольшую, но яркую и запоминающуюся экспозицию, посвященную князю Дмитрию Пожарскому. Она развернута в Благовещенской надвратной церкви Спасо-Евфимиева монастыря.

Здесь, в одном небольшом пространстве собраны мемориальные предметы XVII века, связанные с самим князем и его ближайшими родственниками. Это иконы, драгоценные металлы и камни, металл, оружие, нумизматика, белый камень, скульптура и многое другое. Конечно, особый интерес вызывают личные вклады Пожарских в монастырь: рукописное евангелие в окладе с драгоценными камнями, паникадило, резные Царские врата. А еще – фелонь, сшитая из шубы Дмитрия Михайловича Пожарского. Все это исключительно подлинники.

Фото: пресс-служба, Людмила Буркина