В здании Третьяковской галереи на Кадашевской набережной открылась выставка «Архетипы авангарда». Проект основан на новаторской идее соединения популярной психологической теории архетипов Кэрол Пирсон, последовательницы Карла Густава Юнга, с искусством русского авангарда начала XX века. Личностные качества авангардистов и создаваемое ими искусство соотнесены с 12 основными архетипами: Дитя, Славный малый, Воин, Опекун, Искатель, Бунтарь, Эстет, Творец, Правитель, Маг, Мудрец, Шут.
Важнейшее отличие авангарда от искусства предшествующих эпох – абсолютная свобода творческого самовыражения, отказ от академической и иной единой стилистической традиции, нежелание подчинять искусство социальной проблематике, фокус на индивидуализированное аутентичное творчество. Именно поэтому работы авангардистов так сильно отличаются друг от друга. Художники не ставили целью отразить в творчестве внутренний мир, но, оказавшись освобожденными от внешних ограничений, проявили свою индивидуальность особенно ярко.
Определение ведущего архетипа художника основано на анализе документальных источников (собственных высказываний мастера, суждений о нем современников, фотографий) и произведений (сюжетов работ, примененных формально-стилистических средств и способов их взаимодействия с сюжетом). На протяжении жизни художник может переходить из одного архетипа в другой ввиду новых творческих задач или изменения внешних обстоятельств. Он также может транслировать сразу несколько архетипов, проявляя тем самым разные грани своего характера.
Искусство авангарда часто сложно для понимания, поскольку автор или радикально преображает реальность, или вовсе отказывается от ее воспроизведения. Главная задача проекта – «очеловечить» авангард. Взгляд на искусство через призму архетипов дает возможность проникнуть в творческое сознание художника на новом уровне, понять, какие психологические паттерны двигали мастером, почему он создавал именно такие произведения, какова была мотивация его поисков, приведших к творческим находкам и открытиям, и таким образом прийти к более глубокому пониманию необычного искусства начала ХХ века. Кроме того, внимательному зрителю будет интересно найти среди 12 архетипов самого себя.
Взгляд на русский авангард через призму теории архетипов демонстрирует уникальность этого художественного движения. В любом другом культурно-историческом срезе общества сложно обнаружить подобное разнообразие стилей и характеров, которые охватывали бы все 12 архетипов.
На экспозиции представлены знаковые произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Ольги Розановой и других выдающихся мастеров авангарда. Каждое из 12 обособленных пространств выставки обладает своей символикой цвета и формы. ИИ-гидом выставки стал цифровой Василий Кандинский.
Проект будет работать до 11 мая 2026 года.
Фото: пресс-служба
Комментарии