20 октября 2023 года – 17 марта 2024 года
Малый дворец
В Малом дворце музея-заповедника «Царицыно» 20 октября открывается персональная выставка ведущего художника Императорского фарфорового завода Татьяны Чапургиной. Название выставки созвучно творческому кредо мастера. Возможности фарфора безграничны. В экспозиции – более 60 работ: вазы, панно, платья из «фарфоровой» ткани, украшения, аксессуары и даже ковер. Большинство предметов Татьяна создала специально для Царицына – они экспонируются впервые.
В аванзале – две чашки с автопортретом художницы, расписанные надглазурными красками, золотом и монохромным пером в технике pâte-sur-pâte (или «масса на массе»), старинной, сложной и очень неторопливой манере росписи по керамике. Во втором зале гостей встречают 15 ваз с говорящими во времени формами – «антоновка», «фрезия», «лилия», «ламповая», «карелия», «папирус», «русская», «большая китайская», – составленные в композицию на фоне мозаичного триптиха, занимающего всю стену. А в зале по соседству – сюита «Волшебный сад. Времена года» из семи «фарфоровых» платьев. Каждое платье собрано из тысяч крохотных фарфоровых пластов, закрепленных с помощью мононити на шелке, органзе, хлопке или шерсти. В той же технике созданы и семь декоративных воротников. В отдельной витрине – браслеты, серьги и перстень от петербургских сестер-ювелиров Натальи и Татьяны Тарасовых, к которым Чапургина добавила расписные фарфоровые пластины, а также флаконы для парфюма, две сумки (целиком из фарфора) и чайный сервиз на шесть персон Timeless But Not Classic.
Последний зал – «фарфоровая комната». В ней – шкаф и стул начала XX века, при реставрации получившие декоративные фарфоровые вставки, светильники из фарфора, ковер, тоже фарфоровый, и стол, одна из ножек которого заменена фарфоровой.
Что же такое фарфор? Пятьдесят процентов глины, двадцать пять процентов кварца и двадцать пять процентов калиевого полевого шпата – классический состав твердого фарфора. Любые изменения в рецептуре недопустимы. Сказать, что именно такой рецепт изобрел в XVIII веке Дмитрий Виноградов, нельзя, ведь в то время химии как таковой не было, и все определялось по сырью. «Фарфор – это породы из природы, – говорит Татьяна Чапургина. – Масса, с которой я работаю, в готовом виде похожа на жидкую сметану. Я выливаю ее на гипсовый пласт, докатываю до нужной толщины и режу на определенные формы, которые мне нужны для проекта». Подготовка «фарфоровой» ткани похожа на ткачество: художник разрисовывает пласты, каждый размером с фалангу пальца, и собирает из них будущее полотно. Пока пласты сырые, в каждом проделывают отверстия (минимум четыре) и отправляют в печь. Только после этого они становятся фарфором.
Выставка будет работать до 17 марта 2024 года.
Фото: пресс-служба
Комментарии