Отличный вариант для тех, кто хочет провести теплые осенние дни за городом, причем приобщиться не только к красотам природы, но и к вершинам живописи. С 4 октября в Звенигородском Манеже работает выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX – начала XX веков из собрания Русского музея». Проект объединяет 56 работ главных русских художников-пейзажистов – учителей, друзей и последователей Исаака Левитана: Алексея Саврасова, Василия Поленова, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Игоря Грабаря, Аполлинария Васнецова и других. Это первый большой проект Манежа после реставрации и первый, созданный в сотрудничестве с Русским музеем.

Звенигородский Манеж

«Задача первого совместного выставочного проекта Звенигородского музея-заповедника и Русского музея – не только впервые представить в Звенигороде уникальные полотна русских художников, но и провести параллели между временем великих живописцев и современностью. Мы знаем Звенигород по пейзажам Льва Каменева, Алексея Саврасова, Алексея Боголюбова, Исаака Левитана, Константина Крыжицкого, Марии Якунчиковой, Виктора Борисова-Мусатова, Станислава Жуковского, Николая Крымова. Но бесценно и то, что сегодня мы можем посетить те места, с которых более века назад писали эти выдающиеся мастера. Как и прежде, мы можем почувствовать подлинную энергию живого звенигородского пейзажа, который мы знаем и любим по их произведениям», – говорит Елена Кожевникова, директор Звенигородского государственного музея-заповедника.

Представленные на выставке художники в подавляющем большинстве связаны с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, пейзажную мастерскую которого в 1858 году возглавил Алексей Саврасов, положив начало формированию московской школы пленэрного пейзажа. Выставка представляет развитие московской пейзажной школы в период ее расцвета. В то время петербургская Академия художеств следовала более строгим канонам живописи, в Москве же было больше возможностей экспериментировать, и именно здесь, начиная с Саврасова, стали изображать природу средней полосы привычным для нас сегодня, а тогда новаторским образом – чувственно, поэтически.

Сергей Кривонденченков, куратор выставки, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея: 

«Личность наставника играла важную роль в творческой биографии Левитана. Судьбоносной оказалась его встреча с “первым учителем” Алексеем Саврасовым, преподававшим в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В именах Саврасова и Левитана скрывается очень важная для отечественной пейзажной живописи преемственность. Именно от Саврасова талантливый ученик перенял любовь к пейзажу настроения. Колористическая гармония произведений учителя открывала новые возможности использования тональной живописи в картине. Благодаря саврасовским изображениям равнинных далей Левитан научился ценить в природе тонкую лирику лишенного внешних эффектов национального пейзажа». 

Часть экспозиции будет посвящена Звенигороду в фотографиях и открытках рубежа XIX–XX веков, каким его видели художники, приезжавшие сюда на пленэр. Именно Алексей Саврасов был одним из первооткрывателей красот «Звенигородского Барбизона» – села Саввинская Слобода близ Звенигорода. Сюда по приглашению Саврасова приезжали его ученики Исаак Левитан и Константин Коровин, а позже и многие другие русские пейзажисты.

Василий Кузнецов, министр культуры и туризма Московской области:

«Межмузейные программы сотрудничества – это всегда новые возможности для посетителей. Жители и гости Звенигорода благодаря новой выставке увидят произведения из собрания Русского музея в Звенигородском Манеже. Это особенная площадка, совсем недавно получившая второе дыхание благодаря реставрации. Уверен, что выставка будет популярной, запоминающейся и станет примером эффективного культурного взаимодействия не только музеев, но и регионов, чрезвычайно важного в наши дни».

Выставка будет сопровождаться мультимедийной программой «Слышать, как трава растет». Кадры воссоздадут атмосферу и образ тех мест, которыми вдохновлялись художники, представленные на выставке.

Проект продлится до 25 февраля 2024 года.

Фото: пресс-служба