Выставочный проект «Ars Sacra Nova. Религия и символы в искусстве шестидесятников», который пройдет в галерее «Веллум», в московском Гостином Дворе, с 31 мая по 17 сентября, представит около 50 геометрических композиций, кинетических объектов, живописных и графических произведений шестидесятников из собрания галереи и частных коллекций. Здесь и Анатолий Зверев с его крестами и куполами церквей из коллекции Г. Костаки; перечеркнутые крестами пейзажи и портреты Владимира Яковлева; коллажи Владимира Стерлигова с ангелами, молящимися фигурами людей и животных и акробатами-ангелами под куполом цирка. Особенно выделяются на этой экспозиции символистские произведения московских кинетистов. От «Артефактов» Франциско Инфанте, одного из основоположников русского кинетизма, до станковых работ его коллег и последователей – художников легендарной московской группы «Движение», – близких религиозным исканиям интеллигенции именно семидесятых годов прошлого века.

Организаторы проекта подчеркивают синтез искусств, столь органичный для творчества шестидесятников вообще и для «русских кинетов» в частности. Отсылка к латинскому Ars Sacra Nova в названии выставки также имеет значение для всего цикла проектов. Ars nova – музыкальный стиль позднего Средневековья, термин ars nova означает не «новое искусство», а скорее «новую технику». Sacra – сакральное, священное. Куратор Любовь Агафонова относит этот термин и к искусству так называемого Второго авангарда, напоминает о содружестве художников геометрического и метафизического направления, чье «искусство приводило к мистическим озарениям. Начиная от ухода от реальности советской действительности. Просто играя с картинками, с образами, они открывали “духовные очи”, как говорят православные, и уходили в поиске лучших миров…»

Одной из основных составляющих Второго авангарда стало ретроспективное переосмысление русского средневекового искусства, его корневого религиозного назначения. Геометрия архитектуры задних планов икон и фресок с их лаконичностью цвета стала одним из источников развития изобразительных средств советских неофициальных художников. Тех из них, кто стремился отстраниться от навязанного государственного атеизма.

Фото:пресс-служба