Глобальные проблемы человечества и поиски их решения в стремительно меняющемся мире – в фокусе 19-й Венецианской архитектурной биеннале.

Павильон Великобритании. Проект GBR – Geology of Britannic Repair

Тема архбиеннале в этом году – «Разум. Естественный. Искусственный. Коллективный» (Intelligens. Natural. Artificial. Collective). Куратор выставки архитектор Карло Ратти выстроил свой проект вокруг множественных пересечений архитектуры с ИИ, инженерией, биотехнологиями и другими важнейшими сферами сегодняшней жизни. Центральная экспозиция, развернутая, как всегда, в Арсенале, полностью отвечает заявленной теме биеннале и посвящена всестороннему исследованию интеллекта. Если у планеты и есть шанс на спасение, то он в выходе за пределы человеческого разума и объединении естественного и искусственного интеллекта в успешный коллективный – к такой мысли подводит куратор. Более того, лишь совместными усилиями в ходе тесного сотрудничества представителей разных дисциплин – архитекторов, художников, ученых, инженеров – можно найти решения, которые помогут улучшить жизнь на Земле.

Сам Ратти давно увлекается биологией и климатическими изменениями на планете, что отчетливо прослеживается в идейном наполнении выставки. Так, например, один из проектов создан в сотрудничестве с климатологами Соней Сеневиратне и Давидом Брешем. Они наглядно показали, какой вред атмосфере наносят кондиционеры, воссоздав в одной из комнат парниковый эффект от работы этих устройств. 

Проект The Third Paradise Perspective. Fondazione Pistoletto Cittadellarte

Проект Elephant Chapel остроумно отвечает на вопрос, как использовать биоматериалы в строительстве. Архитектурная студия из Бангкока Boonserm Premthada установила в Арсенале четырехметровую арочную конструкцию из кирпичей, полностью выполненных из слоновьего навоза. Постройка получилась легкой, минималистичной, но прочной и надежной.

Один из самых впечатляющих экспонатов центральной выставки – инсталляция Necto, созданная американским архитектурным бюро SO–IL совместно с берлинской дизайнерской фирмой TheGreenEyl и архитектором Марианой Попеску. Масштабная подвесная конструкция из биоразлагаемого волокна – точная метафора временности архитектуры. Объект выполнен в форме паутины, которую можно распустить на нити, не оставив и следа. Ее тонкие нити драматически контрастируют с массивными колоннами зала и напоминают о хрупкости материального мира, в котором мы все живем.

Ensamble Studio. Инсталляция Sun Stone

Национальные экспозиции стран – участниц биеннале посвящены размышлениям о том, как технологии и инновации могут решать проблемы развития городов будущего, включая дефицит ресурсов, переработку отходов или глобальное потепление. Так, например, испанский павильон Internalities: Architectures for Territorial Equilibrium исследует, как, используя современные материалы и технологии, снизить углеродный след в строительстве. А павильон Бельгии Building Biospheres превратился в настоящую оранжерею, где разместились более 200 растений из разных климатических зон. Специальные сенсоры показывают актуальные температуру, влажность и уровень освещенности помещения, и эти данные влияют на работу систем вентиляции, охлаждения, подсветки и полива. Таким образом, сами растения управляют климатом и выступают в роли того самого коллективного интеллекта. 

Инсталляция «Сон робота». Gramazio Kohler Research (ETH Zurich), MESH, Studio Armin Linke

«Золотого льва» за лучшую национальную выставку получил павильон Бахрейна Heatwave («Волна тепла»). Инсталляция представляет собой подвесной потолок, который создает охлаждающий эффект в помещении. Это, пожалуй, самый простой и наглядный пример того, как архитектура может служить человеку, спасая его от экстремальной жары.

Одним из самых эффектных экспонатов биеннале стал проект, решающий актуальную градостроительную задачу в Венеции. Это мост Gateway to Venice’s Waterway («Ворота к водным путям Венеции»), созданный компанией Porsche совместно с Фондом Нормана Фостера. 37-метровая металлическая конструкция расположилась на набережной рядом с Арсеналом и соединяет его с понтоном, где останавливаются моторные лодки, катера и водные велосипеды. Так авторы проекта видят гармоничную интеграцию современной транспортной инфраструктуры в историческую ткань города.

Мост «Ворота к водным путям Венеции»

Фото: Marco Zorzanello/La Biennale di Venezia; Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia