Глобальные проблемы человечества и поиски их решения в стремительно меняющемся мире – в фокусе 19-й Венецианской архитектурной биеннале.

Тема архбиеннале в этом году – «Разум. Естественный. Искусственный. Коллективный» (Intelligens. Natural. Artificial. Collective). Куратор выставки архитектор Карло Ратти выстроил свой проект вокруг множественных пересечений архитектуры с ИИ, инженерией, биотехнологиями и другими важнейшими сферами сегодняшней жизни. Центральная экспозиция, развернутая, как всегда, в Арсенале, полностью отвечает заявленной теме биеннале и посвящена всестороннему исследованию интеллекта. Если у планеты и есть шанс на спасение, то он в выходе за пределы человеческого разума и объединении естественного и искусственного интеллекта в успешный коллективный – к такой мысли подводит куратор. Более того, лишь совместными усилиями в ходе тесного сотрудничества представителей разных дисциплин – архитекторов, художников, ученых, инженеров – можно найти решения, которые помогут улучшить жизнь на Земле.
Сам Ратти давно увлекается биологией и климатическими изменениями на планете, что отчетливо прослеживается в идейном наполнении выставки. Так, например, один из проектов создан в сотрудничестве с климатологами Соней Сеневиратне и Давидом Брешем. Они наглядно показали, какой вред атмосфере наносят кондиционеры, воссоздав в одной из комнат парниковый эффект от работы этих устройств.

Проект Elephant Chapel остроумно отвечает на вопрос, как использовать биоматериалы в строительстве. Архитектурная студия из Бангкока Boonserm Premthada установила в Арсенале четырехметровую арочную конструкцию из кирпичей, полностью выполненных из слоновьего навоза. Постройка получилась легкой, минималистичной, но прочной и надежной.
Один из самых впечатляющих экспонатов центральной выставки – инсталляция Necto, созданная американским архитектурным бюро SO–IL совместно с берлинской дизайнерской фирмой TheGreenEyl и архитектором Марианой Попеску. Масштабная подвесная конструкция из биоразлагаемого волокна – точная метафора временности архитектуры. Объект выполнен в форме паутины, которую можно распустить на нити, не оставив и следа. Ее тонкие нити драматически контрастируют с массивными колоннами зала и напоминают о хрупкости материального мира, в котором мы все живем.

Национальные экспозиции стран – участниц биеннале посвящены размышлениям о том, как технологии и инновации могут решать проблемы развития городов будущего, включая дефицит ресурсов, переработку отходов или глобальное потепление. Так, например, испанский павильон Internalities: Architectures for Territorial Equilibrium исследует, как, используя современные материалы и технологии, снизить углеродный след в строительстве. А павильон Бельгии Building Biospheres превратился в настоящую оранжерею, где разместились более 200 растений из разных климатических зон. Специальные сенсоры показывают актуальные температуру, влажность и уровень освещенности помещения, и эти данные влияют на работу систем вентиляции, охлаждения, подсветки и полива. Таким образом, сами растения управляют климатом и выступают в роли того самого коллективного интеллекта.

«Золотого льва» за лучшую национальную выставку получил павильон Бахрейна Heatwave («Волна тепла»). Инсталляция представляет собой подвесной потолок, который создает охлаждающий эффект в помещении. Это, пожалуй, самый простой и наглядный пример того, как архитектура может служить человеку, спасая его от экстремальной жары.
Одним из самых эффектных экспонатов биеннале стал проект, решающий актуальную градостроительную задачу в Венеции. Это мост Gateway to Venice’s Waterway («Ворота к водным путям Венеции»), созданный компанией Porsche совместно с Фондом Нормана Фостера. 37-метровая металлическая конструкция расположилась на набережной рядом с Арсеналом и соединяет его с понтоном, где останавливаются моторные лодки, катера и водные велосипеды. Так авторы проекта видят гармоничную интеграцию современной транспортной инфраструктуры в историческую ткань города.

Фото: Marco Zorzanello/La Biennale di Venezia; Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia
Комментарии