Одна из самых знаменитых картин флорентийского Возрождения скрывает в себе много тайн. В разгар весны узнаем историю создания «Весны» и попробуем проникнуть в ее загадки.

Никаких точных документов, рассказывающих об обстоятельствах создания «Весны», не существует – все, что известно нам сегодня, историки и искусствоведы восстанавливают практически детективным путем, сравнивая мемуары, счета и другие скудные остатки информации. Одно несомненно: несмотря на отсутствие авторской подписи, La Primavera действительно произведение великого Сандро Боттичелли. Но для кого же он создал это гигантское двухметровое полотно? Практически бесспорно, что для своих постоянных клиентов – владык Флоренции из семейства Медичи. Но точно не ясно, для кого именно и когда, хотя существуют довольно убедительные гипотезы.

Сандро Боттичелли. «Весна». 1482 г.

Та версия, которая теперь царит в теориях ученых (а также, что важнее для распространения информации, – экскурсоводов, рассказывающих о картине во время прогулок по залам галереи Уффици), основывается на старинном документе, найденном в 1975 году. Это оказалась опись имущества 1499 года, которая гласила, что «Весна», а также некоторые другие картины в данном году хранятся в городском дворце Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи.

Это был юный член династии, находившийся в то время под присмотром своего кузена, главы рода и Флоренции Лоренцо Великолепного. То, что «Весна» принадлежала очень молодому человеку (родившемуся в 1463 году), заставило искусствоведов «понизить» дату создания картины. Ранее, основываясь на стиле и эпизодах жизни Боттичелли, ученые предполагали, что картина была написана в 1470–1480-е годы. В биографии Лоренцо ди Пьерфранческо нашлось и важное событие, которое могло бы быть отмечено созданием столь сложной по сюжету картины: в 1482 году он женился.

Кстати, те, кто настаивал на ранней датировке картины, в качестве доказательства используют то, что дамы в «Весне» похожи на прекрасную Симонетту Веспуччи, в которую Боттичелли был безответно влюблен. Мол, она умерла в 1476 году. Однако, во-первых, у Боттичелли многие дамы похожи на Симонетту, даже после ее смерти, – ведь у художников отличная зрительная память. Во-вторых, в данном случае сходство оказывается доказательством совсем с другой стороны: невестой в 1482 году была девушка по имени Семирамида Аппиано. Нам неизвестно, как именно она выглядела, однако логично предположить, что она могла быть похожа на свою родную тетку. По странному совпадению ею была Симонетта Веспуччи.

Версия о том, что картина была создана именно как ценный подарок к свадьбе от Великолепного, подкрепляется сложным сюжетом. Во времена Ренессанса богатые и образованные люди обожали заказывать художникам такие интеллектуальные полотна-ребусы, основанные на античной мифологии, латинской и итальянской поэзии. Что же здесь изображено?

Слава богу, картину описал великий итальянский биограф художников Джорджо Вазари в 1550 году, когда увидел ее на одной из вилл Медичи. Он упомянул, что это «Венера и Грации, расцветающие, что обозначает Весну». Это сильно облегчило последующим поколениям расшифровку, тем более что фигуры трех танцующих Граций – служанок Венеры – были взяты художником с известного античного рельефа. Опираясь на это упоминание, а также на строки из поэмы древнеримского поэта Лукреция «О природе вещей», поэмы Овидия «Фасты», а также из «Рустика» флорентийского поэта тех лет Полициано (возможно, он и придумал для Боттичелли сложную схему картины), персонажей расшифровывают следующим образом.

Дама, изображенная в геометрическом центре картины, по смыслу должна быть ее главной героиней, хотя и теряется по сравнению с пестрыми и яркими персонажами рядом. Вероятнее всего, это Венера, Афродита, богиня не только любви, но и цветения и садов, плодородия и фертильности. Кроме того, она же «работала» и богиней законного брака, что особенно ценно в картине, посвященной свадьбе. То, что в данном случае она полностью одета, в отличие от «Рождения Венеры» Боттичелли (рядом с которой висит на протяжении веков), подчеркивает целомудрие этой ее ипостаси. Сзади нее – тонкие веточки миртового куста, давнего атрибута богини и символа брака.

Над головой у нее парит младенец Купидон (сын Венеры), в руках у него лук и стрелы. Тут спорить не о чем – экипировка выдает его сразу.

Обратите внимание на кроны деревьев над головами героев – это апельсиновые деревья. Желтые плоды цитрусовых выглядят золотыми шарами, и именно золотые шары украшают герб семьи Медичи, то есть картина таким образом сразу помечена геральдическими символами заказчика. Это одна из причин, почему апельсины вдруг заплодоносили весной, а не в положенное время; другая – то, что тут изображен мифический сад Гесперид, где время идет по своим законам.

Если проследить взглядом за стрелой, то видно, что Купидон целит ее в центральную из трех Граций, богинь грациозности. И это, как предполагают некоторые ученые, символично: возможно, именно она, изображенная в профиль, и есть невеста Семирамида, племянница Симонетты. Таким образом, картина повествует о том, как в сердце новобрачной богами была посеяна любовь к жениху.

Жениха Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи предположительно опознают в образе бога Меркурия (крайний слева) со всеми его атрибутами – крылатыми сандалиями, узнаваемым шлемом, а также кадуцеем – жезлом в поднятой руке, которым он прогоняет тучу, затаившуюся в левом верхнем углу картины. Потемневшая от времени туча тут, правда, больше похожа на кусок скалы, чем на облако, но художник подразумевал именно погодное явление, символ зимы, которая обязана сгинуть. Меркурий, как бог (помимо торговли и воровства) еще и месяца мая, обозначает тут приход весны. А еще он был богом докторов, то есть медиков, и поэтому династия Медичи также считала его своим покровителем.

Теперь перейдем к правой части картины, где находится женская фигура, давшая название работе, – Весна, Примавера. А может, и богиня Флора. Это прелестная девушка (опять-таки похожая на Симонетту) с венком на голове и гирляндой из цветов на шее. В подоле у нее тоже цветы, кажется, она собирается их разбрасывать. На ее платье вышивка цветами, цветы же распускаются у нее под ногами – богиня предстает перед нами во всем своем могуществе. Именно ее явлению картина и посвящена.

Наконец, рядом с ней фигура бегущей полуобнаженной девушки, которую пытается поймать синее летящее существо. Это самый печальный из эпизодов картины. Голубое создание – это летающее божество западного ветра, чье имя Зефир стало нарицательным. Обратите внимание на его мимику: Зефир надул щеки, как будто собирается дуть. Это традиционное изображение ветра в западном искусстве. Античный миф, запечатленный здесь Боттичелли, рассказывает, как бог Зефир, увидев прекрасную девушку по имени Хлорида, напал на нее с небес и похитил. Хлорида, чье имя переводится как «зеленая», после этого нападения и насильственного брака от ужаса и стыда перевоплотилась в богиню природы Флору. Момент превращения мы и наблюдаем: изо рта бегущей девушки падают цветы. Она перерождается в счастливую Флору-Примаверу, которую Боттичелли написал тут же, рядом. Так что, в принципе, для Хлориды это был хеппи-энд. Но уж больно сложный, и нам, современным людям, трудно понять, зачем все это было нужно изображать на свадебном подарке.

Таково самое простое и распространенное из текущих толкований сюжета «Весны» Боттичелли. Однако оно не единственное. У других искусствоведов встречаются версии про Любовь плотскую и Любовь земную, аллегорию города Флоренция (которая тоже ведь «цветущая»), воплощение Разума и прочих неоплатонических понятий, Щедрость, Сладострастие и т. д.

Но главное, что придает очарование «Весне», это многообразие изображенных тут растений. Гвидо Моччи, директор флорентийского ботанического сада, как-то специально занялся этим вопросом. И в итоге насчитал на картине более 500 видов цветов, принадлежащих к 170 группам. Предполагают, что Боттичелли не писал их непосредственно с натуры, а обложился манускриптами-гербариями, различными травниками, срисовывая страницу за страницей. Отсюда такой разброс (и разновременье цветения).

Фото: eclecticlight.co, wikimedia.org, uffizi