Человечество давно присматривается к покупке арт-идей. Манифест сюрреализма Бергсона, концепция беспредметности Кандинского или банан на стене, инспирированный Уорхолом, – более столетия интерес к продвижению «концептов» ничуть не слабее интереса к материальным объектам. Если раньше приобретение физического предмета было равнозначно владению золотым слитком или кэшем, то сегодня, когда мы расплачиваемся картами или одним касанием смартфона, пришло время иных вариантов вложения: самое горячее среди всех – искусство на платформе NFT. Проблема в том, что его ценность еще только устанавливается.  

Глупо повторять, но пандемия всех перевела на онлайн-формат. Однако и без нее случилось бы то, что случилось. С 2020 года практически все аукционные дома и международные ярмарки настойчиво вводили практику дистанционных продаж. Еще более года назад мало кто слышал про NFT; и это несмотря на то, что с токеном уже три-четыре года создавались смарт-контракты. К 2021 году мы с потрясением наблюдаем, как PDF-файлы цифрового искусства резко возрастают в цене. Так называемые криптопанки (персонажи, созданные сообществом сетевых художников) – наглядный пример. Каждый из 10 тыс. NFT-криптопанков (изображение размером 24 х 24 пикселя), запущенный командой Larva Labs в 2017 году, сейчас продается примерно за $7 млн. Коллаж художника Майка Винкельмана Everyday ушел на NFT-аукционе Christie’s за $69,3 млн. А другие именитые аукционные дома, Sotheby’s и Phillips, начинают агрессивно проводить торги с произведениями искусства, подвязанными NFT. Не далее как 3 июня после недели виртуальных торгов на Sotheby’s 28 цифровых лота были проданы более чем за $17 млн. При этом каждый из 28 изначально оценивался в $100. В лидерах вновь криптопанки (за одно изображение – около $11 млн).

Шум вокруг «невзаимозаменяемого токена» (non-fungible token, NFT) – своего рода культурный код современности. Степень вовлеченности того или иного человека в процесс определяет масштабы такого кода. Кратко поясним, что представляет собой NFT.

Вселенная блокчейна – это хранилище данных. В этой системе существуют токены – цифровые условные единицы, которые привязаны к неким «продуктам». Значение и размер токенов определены его создателями, в то время как система блокчейн обеспечивает обмен такими токенами. Опять-таки на заданных создателями условиях. 

Вместе с тем NFT – это токен, который нельзя подменить, собственность на него уникальна. Искусство, имея высокий потенциал субъективности, стало своего рода последней вершиной в цифровом мире – оно придает этому миру духовное измерение. Итак, вы физически не владеете произведением, а также не обладаете правами на него вне блокчейна. Кажется, в этой вселенной надувается большой финансовый пузырь. Но это давно никого не пугает, благо в игру вступили крупнейшие мировые музеи.

Кевин Маккой. Quantum SDN-Kevin-McCoy-Quantum

Скажем пару слов об отличии в ценообразовании физического и виртуального произведений искусства. Знаменитый культуролог Майкл Финдли рассуждает в своем труде «Ценность искусства: деньги, власть и красота»: «Как и валюта, коммерческая ценность искусства основана на общественном мнении. Не существует внутренней объективной ценности (не больше, чем у стодолларовой купюры). Заданное и объявленное человеком создает и поддерживает коммерческую ценность». Иными словами, стоимость картины, висящей на стене, определяется неким общественным договором-спросом. В свою очередь, спрос зиждется на чуткой интуиции каждого галериста, арт-дилера и коллекционера. Стоимость же виртуального предмета искусства, подвязанного NFT, определяется самим автором. Спрос на такое искусство также связан с интуицией, но иного качества. Сегодня он обозначается словом hype. 

Mad Dog Jones. Visor SDN-Mad-Dog-Jones-Visor

Можно сколько угодно негодовать, иронизировать и проклинать виртуальную реальность, но факт остается фактом: миллионы долларов вкладывают в цифровую пустоту – эдакая смелость на грани отчаяния. Так ловится миг всеобщего удивления, замешанный порой на наглости и банальности. 

И все же нечто возвышенное в этом процессе имеется: как отмечалось ранее, музеи действительно получают средства от NFT-продаж шедевров. К тому же, если учесть, что среди продающих произведения есть немалый процент реальных художников, способных быстро монетизировать свое творчество, то смысловая пробоина не кажется столь значительной. В ней живет надежда на создание более весомых и сущностных идей. Будьте начеку, они вот-вот возникнут.

Larva Labs. Криптопанк #7523

Фото предоставлено Sotheby’s — SDN-Larva-Labs-CryptoPunk