Кураторский проект Марины Ширcкой «Степени прозрачности. Vitalité fragile» – первая выставка нового фестиваля российского художественного стекла GlassGlow, которая открывается 11 декабря. Искусство и дизайн, art & craft заполнят три зала галереи Heritage.
В экспозиции около ста объектов, созданных в период с 2000 года по наши дни 33 художниками. Все эти работы отражают самые разнообразные техники и авторские приемы работы с уникальным материалом: свободное выдувание и выдувание в форму, гутная техника и фьюзинг, моллирование и отливка, ламповая техника. От утилитарных предметов, таких как зеркало, светильник или ваза, до масштабных инсталляций и скульптур. Проект показывает размышления художников и дизайнеров, изобретающих необычные поэтические произведения, которые воплощают сложные взаимосвязи между физическим и эфемерным, землей и воздухом.
Первая часть экспозиции посвящена новаторству – объектным конструкциям, придуманным студией Fresh.Glass. Команда из Москвы, во главе которой стоят Сергей Мартынов, Дарья Болховитина, Константин Гвоздёв и Анастасия Вишнякова, исследует природу стекла, разрабатывает инновационные подходы в работе с материалом. В 2023 году они стали победителями молодежной номинации Венецианского фестиваля Venice Glass Week.
Скульптор Мария Кошенкова бросает вызов традиционным представлениям о красоте, призванной дарить только приятные ощущения. Она исследует эстетику безобразного, призванного стать мощным средством для глубокого эмоционального воздействия. Это формальное упражнение по деконструкции и фрагментации материала привело к созданию серии многослойных и многокрасочных творений в сложной гутной технике, которая подразумевает формование объекта из расплавленной стекольной массы непосредственно у печи и включает в себя свободное выдувание, сплавление отдельных элементов, всевозможные наклады и скручивание, наложение дополнительных цветных слоев и стекольных нитей.
Изысканно тонкие работы Анастасии Прибельской вдохновлены созерцанием дикорастущих растений и природными формами севера. «Я нахожу красоту в недолговечности и недосказанности. И тут не может быть материала более деликатного и подходящего, чем стекло», – считает Анастасия. Свои букеты полевых цветов она создает, используя технику лэмпворк. Смешивая разноцветное стекло, добивается нужных оттенков и формирует тончайшие элементы из раскаленной на открытом пламени горелки стекольной массы. Совсем иным языком, обращаясь к тонкой игре света и тени, создает свои работы Мария Пухова. «Меня привлекает создание растворяющихся в пространстве состояний через стекло, такое хрупкое, как память о прошлом». Ее кружевные, сплетенные из боросиликатного стекла канделябры и фонтаны кажутся призрачными воспоминаниями о предметах, выводят функциональные объекты на поэтический уровень.
Скульптуры Владимира Копейкина поражают мастерством создания трамплейя. Его кажущаяся мягкой подушка, на которой еще остались вмятина и складки от головы, недавно лежащей на ней, вовсе не мягкая, а хрупкий пластиковый пакет невозможно скомкать.
Обращаясь в своих работах к монохромным решениям, Александра Ярмольник играет с ощущением нематериальности и призрачности. Ее декоративные панно, созданные в технике моллирования, превращаются в абстрактные композиции, сочетая в себе фрагменты зеркал и стекла бесконечно разнообразных фактур и разной степени прозрачности. А ее вазы, выполненные в гутной технике, обвитые тягучей стекольной нитью, предъявляют зрителю безграничную игру света и тени.
В черно-белой гамме работает с литым стеклом Анна Третьяк. Столкновение реальности и абстракции, переходные состояния, лиминальные зоны и их соприкосновение с областями стабильности являются основными темами исследования художницы. В свою очередь, Елена Зайцман часто обращается к классической витражной технике Тиффани и характерным для нее насыщенным мажорным цветовым сочетаниям.
Скульптурные композиции Дарьи Болховитиной, в которых отсутствующие фрагменты реальной ветви заменены на идентичные, но отлитые из стекла, созвучны идеями постгуманизма, в которых природа и культура едины и постоянно взаимодействуют. К абстрактным, но вдохновленным природными формами можно отнести работы Овика Манукяна, Юлии Мерзликиной и Анастасии Панибратовой. Их стремление понять природу и воссоединиться с ней также гармонично укладывается в концепцию актуального на сегодняшний день тренда биофилии. В свою очередь, Александр Фокин и его дочь Таисия Фокина, представители стекольной династии из Никольска, который сегодня является одним из центров притяжения многих художников-стеклоделов, также работают с темой природы.
Абсолютно самостоятельным поиском занимается в своем творчестве Ангелина Орлова. Ей нравится сочетать несочетаемое и играть с формами. Сочные по цвету, блестящие полировкой неопознанные объекты, которые создает Ангелина, напоминают одновременно детский конструктор и кондитерские изделия, но ни тем, ни другим не являются.
Милена Стрелкова соединяет стекло и металл. Ее авторский мир населяют странные существа, вызванные к жизни техногенной катастрофой. Их сюрреалистичные тела из сплавленной серой стеклянной крошки, выполненные в технике pâte de verre, грациозно возвышаются на тонких металлических ногах, олицетворяя собой новую жизнь, рожденную из пепла. Совсем по-иному выглядит то же сочетание материалов у Светланы Евдокимовой, работающей в авторской технике и создающей скульптуры из железной проволоки и разноцветного стекла. Оба материала в объектах Евдокимовой – это поиск баланса брутального и изящного, воплощение дуализма мужского и женского начал. Ее цветочные композиции привлекли внимание экспертов Venice Glass Week и были представлены в экспозицию мэтров в Palazzo Loredan в 2023 году.
Часть выставки посвящена эталонным образцам и творческим работам, созданным признанными старейшинами Гусевского хрустального завода, такими как Адольф Курилов, Владимир Касаткин, Игорь Томский, и художниками более молодого поколения: Натальей Любимовой, Александром Грызуновым, Светланой Березиной, Светланой Поповой и Ольгой Трейвас. Специальная экспозиция приурочена к десятилетнему юбилею возобновления работы и открытию нового цеха на территории завода.
Выставка современного художественного стекла «Степени прозрачности. Vitalité fragile» в галерее Heritage будет работать до 28 февраля 2025 года. Это первая выставка фестиваля GlassGlow, призванного начать серьезный разговор о состоянии стеклоделия в России сегодня. Организаторы стремятся привлечь внимание к проблемам современного стеклоделия и сделать подобные смотры регулярными.
Фото: пресс-служба
Комментарии