В дни проведения арт-биеннале (до 24 ноября) Венецию переполняет современное искусство: от садов Джардини и Арсенала, где проходит проект «Иностранцы повсюду», до национальных павильонов. Но к смотру готовятся и великие местные музеи.

Галерея Академии

Одна из крупнейших институций страны с собранием итальянской живописи и скульптуры не первый год устраивает к биеннале тематические выставки классиков XX века, и они всегда связаны с местным контекстом. Одним из новаторов-модернистов, искавших вдохновение в венецианских лагунах, был великий голландский экспрессионист Виллем де Кунинг, который гостил в этом прекрасном городе в 1959 и 1969 годах. Около сотни полотен на выставке «Виллем де Кунинг и Италия» (до 15 сентября) расскажут о глубоком влиянии места на творчество живописца.

Виллем де Кунинг. «Красный человек с усами». 1971 г

Фонд Джорджио Чини

Знаменитый художественный фонд Джорджио Чини владеет в Венеции несколькими пространствами, в том числе галереей старых итальянских мастеров с шедеврами Боттичелли и Понтормо. А на самом живописном острове города – Сан-Джорджо-Маджоре – располагаются его залы Le Stanze della Fotografia для демонстрации фотографического искусства. Выставка легендарного фешен-фотографа Хельмута Ньютона – настоящий блокбастер: из-за большой стоимости работ полнокровные ретроспективы проводятся редко. Экспозиция «Хельмут Ньютон. Наследие» (до 24 ноября) включает все периоды мастера, от начала пути в Австралии до серий знаменитых ню.

Хельмут Ньютон. Elle. Париж. 1967 г

Палаццо Бембо

Серию мультидисциплинарных выставок «Личные структуры» Европейский культурный центр проводит в трех венецианских пространствах: Палаццо Бембо, Палаццо Мора и сады Маринаресса. Внушительные палаццо и сады большую часть времени не используются. И лишь интервенции современного искусства во время биеннале открывают диалог прошлого с настоящим. В этом сезоне более двухсот участников (среди которых четверо русских – Катерина Ковалева, Маруся Борисова-Севостьянова, Ольга Ломака и Василий Клюкин) будут исследовать состояние бытия вне привычных рамок (до 24 ноября). 

На экспозиции «Личные структуры»

Пунта-делла-Догана

Старая венецианская таможня Пунта-делла-Догана и Палаццо Грасси хранят одну из самых крупных в мире коллекций современного искусства. Ее владелец – французский миллиардер Франсуа Пино, открывший пару лет назад и собственный музей Bourse de Commerce в Париже. Его итальянские владения открыты для посещения круглогодично вне зависимости от работы биеннале и предлагают зрителю уникальные выставочные проекты. В залах таможни они, как правило, групповые, а в палаццо персональные. В этом году Пунта-делла-Догана изменяет своим правилам и устраивает соло-выставку крупнейшего видеохудожника современности Пьера Юига (до 24 ноября) – его кинополотнам о связях человеческого и потустороннего нужны большие пространства. В экспозицию вошли мировые премьеры новых работ, а также произведения разных лет.

Пьер Юиг. «Варианты». 2021 г

Палаццо Грасси

Второй венецианский частный музей Франсуа Пино – Палаццо Грасси – принимает у себя большую выставку американского экспрессиониста Джули Мерету, работающую с абстрактными архитектурными формами (до 6 января 2025 года). За более чем 30 лет творчества художница сформировала целое сообщество единомышленников и последователей в самых разных уголках мира. Они и выступают соавторами нынешней экспозиции. Это иранский скульптор Наири Баграмян, британка Тасита Дин, американец Дэвид Хэммонс, австралийка Джессика Ранкин и другие авторы.

Джули Мерету. «Черный город». 2007 г

Фото: пресс-служба