Знаменитые арт-дилеры, от Амбруаза Воллара до Ларри Гагосяна, как кукловоды, управляют миром искусства. Женщин в эту «мафию» пускают редко, но те, кто прорвались – особенно круты. Одна из них – Надежда Добычина.

Когда исследователи составляют список первых галеристок, то есть тех, кто торговал произведениями импрессионизма и авангарда еще при жизни самих художников, то он оказывается очень коротким. Первым номером в нем идет парижанка Берта Вайль (1865–1951), которой приходилось конкурировать с самим Волларом (иногда удачно – например, среди ее покупателей был и Сергей Щукин). Считается, что именно Вайль впервые продала в Париже картины Пикассо и Матисса, кроме того, известно, что единственную прижизненную персональную выставку Модильяни организовала тоже она. Номером два называют знаменитую меценатку и коллекционера Пегги Гуггенхайм (1898–1979) – она также занималась арт-дилерством. Но для женщины с таким фамильным состоянием это было, скорее, баловство: галерея Guggenheim Jeune в Лондоне торговала всего два года, в 1938-1939. Однако выставочный проект «Выбор Добычиной», который московский Музей русского импрессионизма открыл в этом году (до 24 сентября), заставляет Пегги Гуггенхайм потесниться – ради другой, тоже весьма энергичной дамы. Кто же она?

Надежда Добычина подбирает работы для выставки Художественного бюро. 1917

До недавнего времени биография Надежды Евсеевны Добычиной (1884-1950) была известна редким эрудитам. Но теперь, как надеются кураторы выставки, займет более видное место в учебных курсах по истории искусства, арт-бизнеса, а также, конечно – феминизма.

Надежда Добычина, уроженка еврейского семейства Фишман из города Орла, выйдя замуж за местного дворянина, переехала в Санкт-Петербург, где поступила на курсы при биологической лаборатории. Благодаря этому она несколько лет проработала секретарем выставок, которые устраивал Николай Кульбин, художник, а также медик, преподаватель лаборатории. Почувствовав, что может не хуже Кульбина, осенью 1911 года девушка основала свою, как бы сегодня сказали, галерею. Она называлась «Художественное бюро Н. Е. Добычиной» и служила для посредничества между художниками и публикой по сбыту картин и исполнению художественных заказов. В своих расчетах Надежда не ошиблась – ее бурная энергия, темперамент, умение налаживать контакты и доводить дела до конца принесли ее бюро большой успех.

Список начинающих художников, которых как накануне Первой мировой, так и в военные годы поддерживала Добычина, сегодня заставляет торговцев искусством рыдать от зависти и восхищения. Именно она устроила первую в столице персональную выставку Натальи Гончаровой. Именно она впервые в Петербурге подробно показала работы Марка Шагала и Василия Кандинского. Именно в залах ее бюро прошла легендарная «Последняя футуристическая выставка картин «0,10»», на которой публика впервые увидела «Черный квадрат» Малевича. Надежда Евсеевна пыталась планомерно охватить весь спектр художественных течений, бурливших в предреволюционной России. И не только в России: она не привезла в Петербург Пикассо только лишь потому, что помешала Первая мировая. Ее называли «Дюран-Рюэлем в юбке», сравнивая с известным французским маршаном. Точный размер заработков ее как галериста не известен, однако за это время ей удалось собрать очень приличную коллекцию работ тех, кто сегодня считается «первыми именами».

После революции Надежде Евсеевне пришлось прекратить коммерческую деятельность. Превратить свое бюро в госструктуру, которая занималась бы выставочной деятельностью, ей не удалось – во многом из-за буйного нрава и свободолюбия. В последующие годы она заведовала Художественно-промышленной школой, работала в Русском музее и Музее Революции. Ей удалось сохранить свою коллекцию не реквизированной, однако постепенно картины приходилось распродавать – что продолжили и ее наследники. Поэтому для текущей выставки в Москве лучшие государственные музеи страны предоставили важнейшие работы из своих собраний, пожалуй, впервые обратив внимание на то, что все они связаны с деятельностью этой яркой и энергичной женщины. Ну а взглянуть в ее лицо можно благодаря портретам, написанным Александром Головиным и Николаем Бенуа, и рисункам Константина Сомова и Роберта Фалька.

Фото: пресс-служба