Кристиан Болтански входил в число самых почитаемых современных художников не только во Франции, где он родился в 1944-м и прожил всю жизнь. Он один из безусловных лидеров contemporary art в мире, где становилась заметной каждая его работа. И один из тех художников, которые переворачивают наше представление об искусстве и возвращают к тому, о чем многие предпочли бы забыть.

Кристиан Болтански, Monumenta 2010, Гран-Пале, Париж

С прошлого года мы говорим о Кристиане Болтански, увы, в прошедшем времени – 14 июля 2021 года художник умер. Нет, не от модной болезни, и смерть гения поклонники его творчества – имя им легион – восприняли как личную трагедию, настолько Болтански был важен для всех, кто привык существовать в парадигме современного искусства.

Last News from Humans (Последние новости человечества), 2011, вид выставки «Шанс», Французский павильон, 54-я Венецианская биеннале

В 2019 году прошла его вторая ретроспектива, через 35 лет после первой, в Центре Помпиду – приуроченная к 75-летию художника. Там же, в Париже, он был выбран еще в 2010-м героем путешествующего по Европе арт-фестиваля Mоnumenta – созданная мастером инсталляция заняла тогда весь циклопический Гран Пале. «Я попросил отключить в Гран Пале отопление, – объяснял он. – Мне важно было, чтобы зрители прочувствовали холод, зиму, запахи… Для меня искусство должно быть тотальным, а не просто визуальным. В итоге зрители погружались внутрь произведения, становились его частью. Я хотел, чтобы посетители забыли, что они в музее, отошли от внешней созерцательности, что-то почувствовали».

Les Esprits (Призраки), 2020, вид выставки «Кристиан Болтански: 4.4», Художественный музей Пусана, Корея, 2021

Почему мы такие

Через год после Гран Пале, уже на Венецианской биеннале, ошалевшие зрители бродили по павильону Франции, застроенному проектом Болтански «Шанс», и воспринимали увиденное как послание миру. По металлическим фермам, от пола до потолка, во все стороны скользила фотопленка, в которой каждый кадр был портретом новорожденного. На мониторах мы видели фотороботы, составленные из фрагментов их лиц. Случайно соединенные, они изредка складывались в реальное лицо, и тогда все замирало, напоминая, что человек родился. Счетчики отсчитывали число родившихся и умерших в каждую секунду на земле людей. Видя, что родившихся больше, посетители уходили со счастливыми лицами.

Chance (La roue de la fortune ) (Шанс (Колесо фортуны)), 2011, вид выставки «Шанс», Французский павильон, 54-я Венецианская биеннале

«Представим себе, что, выйдя сейчас из музея на улицу, я попаду в автокатастрофу и умру, – комментировал он «Шанс» спустя много лет, в интервью, которое мне повезло взять у художника во время его последнего визита в Россию. – Если я религиозный человек, для меня это будет рок, судьба: значит, я должен был оказаться в Москве и здесь погибнуть. Если я не религиозен, для меня это будет лишь вопрос случая. Любой мой проект – притча, и тут я задавался вопросом, почему мы такие, какие есть. Не потому ли, что наши родители решили заняться любовью именно в этот конкретный момент. Если бы они решили это сделать через секунду, мы получились бы другими. Может быть, они бы решили вообще не заниматься любовью».

Personnes (Люди/Никто), выставка «Память данных», Пауэр-Стейшн-оф-Арт, Шанхай, Китай, 2018

Любовь – это как раз про Болтански. Любовь, память и смерть составляют тему всего его творчества, оставаясь и факторами нашей жизни, тем, что ее наполняет и от чего-то удерживает. И это те смыслы, которые заставляют зрителей всякий раз пересматривать работы художника и находить в них свое.

Personnes (Люди/Никто), выставка «Память данных», Пауэр-Стейшн-оф-Арт, Шанхай, Китай, 2018

Как находили что-то очень важное для себя посетители флигеля «Руина» в Музее архитектуры в Москве зимой 2005 года, где под крышей на разной высоте были развешаны черные мужские пальто. Это были «Призраки Одессы» – первое появление Болтански в России и главное событие I Московской международной биеннале современного искусства. Автору было важно, чтобы в открывающейся снизу перспективе висевшие колом пальто казались гигантскими монолитами – художник их замораживал. По легенде, дед Болтански, от которого ему досталась фамилия, был оперным певцом. Отец художника был профессором медицины, сыном еврейских эмигрантов из Одессы. А мать – корсиканкой и католичкой, давшей сыну христианское имя, даже два: полное имя Болтански, родившегося 6 сентября 1944-го, через неделю после освобождения Парижа, Кристиан Либерте.

Moved (В движении),2013, вид выставки «Память данных», Пауэр-Стейшн-оф-Арт, Шанхай, Китай, 2018

Холокост и рассказы о нем наполняли его детство. Все понимали, что семья спаслась чудом, и о жертвах напоминают отдельные произведения Кристиана Болтански, например, некоторые из «алтарей», которые он стал делать с конца 1980-х. Но Болтански настаивал, что Катастрофа – ни в коем случае не главная тема его творчества. И первые его «алтари», и его «архивы» – еще один вид инсталляций, представлявших собой альбомы фотографий, например, давно выросших школьников, и восхитительные театры теней – совсем про другое. Они про ускользающее прошлое, про взрослых, чье детство – давно история, и никого из них в прежнем качестве больше нет.

Жизнь, снятая на камеру

Важно еще сказать, что Болтански нигде не учился: в 13 лет бросил школу, куда и так не ходил. Его учителями были те, кого повезло встретить в жизни. Главные из них – Тадеуш Кантор, великий польский режиссер и художник, и не менее выдающаяся немецкая танцовщица и хореограф Пина Бауш. Эти имена кажутся очень логичными в контексте его творчества. Болтански начинал как живописец, но картина «Овальная комната» (1967) чуть ли не последняя. Потом пришел к кино – фильм «Невозможная жизнь Кристиана Болтански» (1969) отражает первую попытку сочинения собственного мифа: сидящий в углу скрюченный человек извергает потоки ненатуралистичной крови. Такой гротеск на трагедию существа, обреченного на смерть. Во всем этом бездна иронии и гротеска – как и в автобиографиях, которые юный Болтански рассылал различным деятелям культуры, наполняя их фейковыми сведениями, псевдовоспоминаниями. И от них он переходит к антропологии, исследуя все стороны современной ему человеческой истории, максимально обезличенной. Например, работает над «Архивом мертвых швейцарцев» – этот проект, построенный на фотографиях из газетных некрологов, начался в 1990 году. Почему швейцарцы? Потому что «у них нет исторической причины умирать, они сыты и богаты. «Мертвый щвейцарец» звучит отчасти как шутка. С «мертвым евреем» все сложнее, а я стремлюсь к универсальности и все время решаю дилемму «случай или судьба», задаюсь, как все выжившие, вопросом: «Почему выжил я?»».

Après (После),вид выставки «После» в Музее современного искусства Валь-де-Марна, Франция 2010

У Болтански был и знаменитый проект Animitas с японскими колокольчиками, начатый в Чили, в пустыне Атакама, где найдены останки тысяч пропавших без вести жертв Пиночета, и продолженный в разных странах. Он превратил в объект искусства и собственную жизнь, хоть и не по своей инициативе. «Тасманийский миллиардер Дэвид Уолш, – смеялся Болтански, – купил мою жизнь». Камера, установленная в доме художника, фиксировала каждый день его жизни. А Уолш получал эти DVD. «Ну почесал я нос – и что дальше?» – веселился Болтански. Действие их контракта прерывала первая смерть – Уолш, будучи намного моложе, полагал, что его визави умрет еще раньше. Хорошо, что хотя бы за несколько лет он переплатил.

Animitas White (Белое Animitas), вид инсталляции на острове Орлеан, Квебек, Канада, 2017

Ожидается, что выставка работ Кристиана Болтански пройдет в петербургском «Манеже», даты пока не определены.

Фото: ADAGP, Paris, 2021/Images Vevey/Эмильен Итен; Предоставлено автором/ADAGP, Paris, 2021; ADAGP, Paris, 2021/предоставлено Национальным музеем изобразительных искусств, Сантьяго, Чили/Жорж Брантмайер; ADAGP, Paris, 2021/Предоставлено Художественным музеем Вольфсбурга/Ренато Гьяцц; ADAGP, Paris 2021/Жак Фожур; ADAGP, Paris/2019/Дидье Плови