Топ-лотом торгов «Выдающиеся ювелирные украшения», который аукционный дом Christie’s проведет 9 ноября в женевском Four Seasons Hotel des Bergues, станет принадлежавшая королеве Франции Марии-Антуанетте пара браслетов, украшенных 112 бриллиантами (эстимейт $2–4 млн).
Эти браслеты Мария-Антуанетта приобрела весной 1776 года за 250 тыс. ливров, что по тем временам было огромной суммой. По словам графа Мерси-Аржанто, посла Австрии во Франции, оплата была частично внесена драгоценными камнями, принадлежавшими королеве, и частично – наличными, которые она получила от Людовика XVI. Согласно недавним открытиям историка ювелирного искусства Венсана Мейлана, в феврале 1777 года в личных бумагах короля Людовика XVI появилась запись: «Королеве: первоначальный взнос в размере 29 тыс. ливров за бриллиантовые браслеты, которые она купила у Бемера».
Граф Мерси-Аржанто оставил пост посла Австрийской империи во Франции в 1790 году, заняв аналогичную должность в Брюсселе. 11 января 1791 года ему было доставлено письмо от королевы, в тот момент запертой в парижском дворце Тюильри: она сообщала, что отправляет графу на хранение деревянный ларец. Мерси-Аржанто берег его, не открывая, на протяжении следующих двух лет. Но 16 октября 1793 года Мария-Антуанетта взошла на эшафот, и в феврале 1794-го император Австрии Франциск II приказал вскрыть находившийся в Брюсселе ларец. В итоге в акте инвентаризации появилась запись: «Пункт № 6 – пара браслетов с двумя заколками (каждая из трех бриллиантов, самый крупный посередине), двумя застежками (каждая из четырех бриллиантов) и 96 бриллиантами в оправе». Эти драгоценности в январе 1796 года были переданы прибывшей в Австрию дочери казненной королевы, мадам Руаяль.
Браслеты, соответствующие брюссельской инвентарной записи, изображены на руках мадам Руаяль на портрете кисти Антуана-Жака Гро, написанном в 1816 году. Умерла она бездетной 19 октября 1851 года, а всю свою коллекцию украшений, включая драгоценности Марии-Антуанетты, завещала разделить между тремя племянницами и племянниками: графом Шамбором, графиней Шамбор и герцогиней Пармской.
Из всех украшений, происхождение которых можно проследить до владения королевой Франции, эти браслеты являются единственными, в которых присутствуют принадлежавшие ей бриллианты и сохранен точный дизайн, описанный в брюссельской инвентарной описи. И хотя вполне возможно, что браслеты могли быть оправлены заново позднее, общий дизайн и количество камней (кроме тех, что входят в застежки) изменены не были. Большинство других драгоценностей, которые когда-то принадлежали Марии-Антуанетте, были раскомплектованы, а камни были включены в совсем другие украшения.
Предаукционные показы состоятся 27–29 сентября в Нью-Йорке, 7–10 октября в Гонконге, во второй половине октября в Шанхае и Пекине, 4–8 ноября в Женеве.
Фото: пресс-служба