На последнем круге последнего этапа чемпионата мира «Формула-1» Макс Ферстаппен обогнал Льюиса Хэмилтона и выиграл титул. Какая же это была фантастическая гонка, какой потрясающий чемпионат! «Формула-1» стала вновь напоминать Королевские гонки, как ее часто называют. А то в последние годы чемпионат мира больше был похож на бессмысленные покатушки по кругу без интриги, без вкуса, без цвета, без запаха. Последний яркий турнир был аж в 2009 году, когда чемпионом неожиданно стал Дженсон Баттон. Потом четыре года подряд турнир выигрывал Себастьян Феттель. Немец, конечно, отличный пилот, но дело все же было в его болиде – с Red Bull тогда никто близко не стоял и не проезжал. Апофеозом доминирования австрийской команды оказался 2011 год, когда Феттель стал чемпионом за четыре (!) гонки до конца турнира.

Болид Red Bull

Потом наступила эпоха Льюиса Хэмилтона и Mercedes. Точнее, Mercedes и Льюиса Хэмилтона: теперь уже с немецкой командой бороться было бесполезно. Британец выиграл шесть из семи чемпионатов. Один раз проиграл, но уступил при этом лишь партнеру по команде Нико Росбергу. Это были чисто мерседесовские разборки, не вызвавшие большого интереса публики.

И вот, наконец, интрига вернулась в «Формулу-1». Битва за титул между Ферстаппеном и Хэмилтоном шла весь сезон. Вперед выходил то один, то другой. За четыре этапа до конца чемпионата казалось, что Макс сумел заставить Фортуну повернуться к себе лицом: после победы на Гран-при Мехико он опережал соперника на 20 очков. Но не тут-то было. Хэмилтон показал настоящий чемпионский характер и по заказу выиграл три гонки подряд.

Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон

В итоге перед Гран-при Абу-Даби, последним этапом чемпионата, у Льюиса и Макса вышло одинаковое количество очков. В последний раз такое было… Боже, как давно это было! Константин Никольский даже не думал тогда, что напишет песню с такими словами. В 1974 году на победу претендовали бразилец Эмерсон Фиттипальди и швейцарец Клей Регаццони, имевшие перед последним этапом в США по 52 очка. При этом и победившего 47 лет назад Фиттипальди, и сейчас Ферстаппена устраивала «ничья», когда либо оба претендента на победу сходят, либо оба не выигрывают очки: в случае их равенства считались бы победы в гонках, а их у Макса было больше, чем у Льюиса.

Вероятность того, что и Ферстаппен, и Хэмилтон не набрали бы в Абу-Даби очки, была крайне низка. А вот сход обоих еще каких-то 30 лет назад был бы реальным вариантом. Именно такой случай произошел в 1990 году. Причем тот «случай» был совсем не случайным: Айртон Сенна умышленно пошел на таран болида Алена Проста. Ведь бразильца устраивал расклад, при котором оба претендента на титул не доезжают до финиша. И Сенна, недолго думая, просто выбил конкурента с трассы, когда тот захватил лидерство.

Макс Ферстаппен

Конечно, такой веселухи из золотого века «Формулы-1» вряд ли стоило сейчас ожидать. Время ныне политкорректное. Ферстаппен стартовал первым, но Хэмилтон его быстро обогнал. Почти всю гонку Льюис шел в лидерах. Ах, как же он хотел этой победы! Ведь она давала ему восьмой чемпионский титул, и британец обходил бы по их количеству Михаэля Шумахера. Льюис стал бы величайшим гонщиком всех времен. Ведь с людьми можно спорить, а вот с цифрами не поспоришь. За семь кругов до финиша Хэмилтон выигрывал у соперника почти 14 секунд. По меркам «Формулы-1» – целую вечность. И тут случилось чудо. Безнадежный аутсайдер Николас Латифи, пытаясь обогнать Мика Шумахера (сына Михаэля), врезался в отбойник и засыпал осколками болида весь близлежащий асфальт. На трассу выехала машина безопасности, и преимущество Хэмилтона сократилось до минимума. Это был первый из трех моментов, определивших исход гонки и чемпионата в целом.

Второй был таким: узнав о машине безопасности, Ферстаппен тут же метнулся в боксы, чтобы поменять стертую и жесткую резину на новую и мягкую. Увидев маневр соперника, Хэмилтон тоже запросил пит-стоп, но услышал в наушниках «ответ отрицательный». Дело в том, что время было потеряно: если бы британец поехал в боксы, то вернулся бы на трассу уже позади конкурента, а так у Хэмилтона оставался шанс на победу и на плохой резине.

И Льюис почти продержался. Когда машина безопасности покинула трассу, Макс его начал атаковать. Мог бы, конечно, и выбить – напомню, это его устраивало, – но голландец сделал все красиво (это третий момент, определивший исход гонки): Ферстаппен мастерски обогнал конкурента в повороте за несколько сот метров до финиша. Голландец выиграл гонку и в первый раз стал чемпионом мира. Думается, не в последний.

Фото: shutterstock.com