Гарнитур из броши и пары серег с сапфирами и бриллиантами принадлежал Марии Павловне, супруге великого князя Владимира Александровича. 10 ноября в Женеве пройдут важнейшие ювелирные торги Magnificent Jewels and Noble Jewels. Для них приберегают самые важные драгоценности с провенансом. Одним из самых желанных лотов грядущего аукциона станет гарнитур с сапфирами и бриллиантами, принадлежавший великой княгине Марии Павловне, тетке Николая II, и тайно вывезенный из России накануне Октябрьской революции 1917 года.
Комментирует Оливье Вагнер, директор по продажам Sotheby’s: «Это настоящее чудо, что украшения в целости и сохранности дошли до наших дней, проделав путь из одного из дворцов дома Романовых, из объятой революцией России, через Европу, где бушевала война, в хранилище лондонского банка. Великая княгиня, которую часто называли “королевой Санкт-Петербурга”, была поистине выдающейся личностью. В революционные времена она решила во что бы то ни стало сохранить свои великолепные украшения. И сейчас у нас есть возможность заглянуть в ее шкатулку с драгоценностями, которую не побоялся вывезти из России один из ее ближайших друзей». Речь о британском аристократе Альберте Генри Стопфорде (1860–1939). Он был в тесном контакте с британским послом и другими сотрудниками посольства, в качестве полуофициального курьера доставлял поручения из Петрограда в Лондон и обратно, потому обладал определенным уровнем дипломатической неприкосновенности. Переодевшись простым рабочим, он отправился в еще не разграбленный 360-комнатный Владимирский дворец на Дворцовой набережной. Ему удалось проникнуть в здание через черный ход и вынести драгоценности, завернутые в старую газету. Затем он на три дня поехал в Кисловодск, где ждала его Мария Павловна. 26 сентября 1917 года Стопфорд отправился в Англию – в его саквояже лежали 244 ювелирных изделия, в том числе тот самый сапфировый гарнитур и Владимирская тиара, которая сегодня находится в собственности королевы Елизаветы II. 6 октября 1917 года Стопфорд благополучно прибыл в Абердин, а потом и в Лондон, где передал ценный груз на хранение в банк. Сама Мария Павловна добралась до Европы только в начале 1920 года, она скончалась в Париже 6 сентября.
Драгоценности великой княгини перешли по наследству к ее дочери Елене, принцессе Греческой и Датской (1882–1957) и оставались в семье до 17 ноября 2009 года, когда на торгах Sotheby’s в Женеве их купили представители другого европейского княжеского рода. Скоро драгоценности обретут новых хозяев.
Фото: Sotheby’s