«Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье» – так называется выставка Павла Пепперштейна, которая начала работу 17 сентября. Будучи сыном классика российского искусства Виктора Пивоварова и детской писательницы и книжного иллюстратора Ирины Пивоваровой, в своем творчестве он продолжает традиции московского романтического концептуализма. В 2020 году в рамках детской издательской программы V–A–C Press вышла книга «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла с иллюстрациями Павла Пепперштейна, а в 2024 году – «Алиса в Зазеркалье». Поставив перед собой задачу проиллюстрировать сказки об Алисе, он продолжил и развил традиции советской детской иллюстрации, которой с 1960-х годов занимались будущие классики, а некогда представители советского андеграунда: Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Олег Васильев и другие.

В экспозиции МАММ представлены рисунки к двум книгам Льюиса Кэрролла, а также картины, так или иначе связанные с повествованием об Алисе. Кэрролл – математик, создатель игр, головоломок и логических парадоксов. Одним из таких парадоксов в Стране чудес и в Зазеркалье оказывается игра с масштабами, где все может бесконечно уменьшаться или увеличиваться, меняя оптику нашего восприятия. Создавая картины на основе собственных рисунков к «Алисе…», Павел Пепперштейн также работает с разными масштабами. В его картинах из цикла, посвященного «Алисе…», появляются элементы супрематических конструкций. Но если в начале XX века супрематизм был течением, задающим вектор движения в будущее, то сегодня наследие супрематизма воспринимается, по словам Пепперштейна, как «космический мусор, вращающийся на околоземной орбите».

Одновременно открылась персональная выставка Евгения Музалевского «Монохром, с мамой за спиной». По сравнению с ранними нервными, импульсивными работами его холсты и графика становятся более структурированными. Художник говорит: «Мне важно придумать свое собственное пространство картины, но оно всегда ускользает из виду. Обычно это – пространство в широком смысле: в последнее время – пространство пещер, различных миниатюр, моделей вселенных, фресок, построек. Да и на мое меняющееся понимание пространства влияют новые технические средства, холсты, среда, то, как и чем я пишу картину». Экспериментируя с материалами, добавляя к живописи масляными красками пастель, художник добивается множественных вариаций оттенков внутри одного цвета. Основу музейной экспозиции составляют монохромные работы 2022–2023 годов.

Выставки будут работать до 16 декабря. 

Фото: пресс-служба