Компания Aston Martin выпускает истинно британские спортивные автомобили, играющие в высшей лиге, на протяжении всей вековой истории. И непрерывно оттачивает свой уникальный дизайн, в котором аристократизм отлично уживается с ручным трудом и бунтарским духом.

На полке в кабинете креативного директора Марека Райхмана в штаб-квартире Aston Martin в английском Гейдоне – коллекция моделей всех (ну или почти всех) машин, выпущенных за почти 110-летнюю историю бренда. В том числе созданные гуру автомобильного дизайна за годы его работы на компанию. В невероятных One-77, DBS, Vulcan, Rapide, DB11, Vanquish, Vantage, Valhalla, DBX воплощена его стратегия ультрасовременного дизайна на базе традиции. Сегодня исторический багаж марки, основанной в 1913 году Лайонелом Мартином и Робертом Бэмфордом, формирует стиль Aston Martin на равных правах со смелыми дизайн-новациями.

Спортивная история

Самый первый автомобиль марки, легендарный Coal Scuttle, в последнюю очередь можно было бы назвать шедевром дизайна. Свое название он получил из-за характерной формы капота, напоминавшего ведерко для угля. Как бы то ни было, в 1913 году именно на этой модели Лайонел Мартин победил в соревнованиях по скоростному подъему на холм Астон, оставив позади признанных лидеров Stutz и Bentley. Из названия холма и фамилии Лайонела и сложилось название марки Aston Martin.

В 1934 году появляется культовая модель Ulster, созданная на базе спортивного автомобиля для гонок Tourist Trophy. К этому моменту дизайнерская ДНК марки уже сформирована. Автомобиль, на котором можно было развить сумасшедшую по тем временам скорость 170 км/ч, обладал похожим на фюзеляж самолета кузовом, огромным капотом, закрепленным кожаными ремнями. В салоне уже просматривались первые признаки будущего фирменного шика: вся левая сторона передней панели представляет собой целую коллекцию приборов Jaeger, узкие ковшеобразные кожаные кресла помогают в поворотах крепко держаться «в седле».

Бонд, Джеймс Бонд

В 1947 году компанию возглавил Дэвид Браун, инициалы которого увековечены в знаменитой серии Aston Martin DB. Дизайн первенца, DB1 (первоначально он назывался 2-Litre Sports), стал без преувеличения революционным. Его автор, Фрэнк Фрили, помимо обтекаемых форм открытого кузова дал автомобилю радиаторную решетку, состоящую из трех частей, предопределившую форму «грилей» всех последующих Aston Martin. В пухлых передних крыльях расположились запаски, а сиденья объединились в диван с откидным подлокотником.

Вполне естественно, что машины DB пробили себе дорогу в кинематограф. В 1963 году кабриолет DB2/4 Альфред Хичкок снял в своем триллере «Птицы». Но главной звездой стал гран-турер DB5, выпускавшийся с 1963 по 1965 год и ставший машиной Джеймса Бонда сразу в восьми фильмах об агенте 007, включая последний эпизод киносаги «Не время умирать».

Шпионские гаджеты, которыми был нашпигован киношный DB5, не смогли затмить его сногсшибательный дизайн. Шедевр итальянского ателье Carrozzeria Touring Superleggera отличали длинный капот, утопленные фары, решетка радиатора с горизонтальными прутьями, прорези воздухозаборников в капоте и крыльях, колесные диски с ультратонкими спицами и лючок бензобака на задней левой стойке. Стандартное оборудование включало шерстяные коврики, большой хронометр на центральной консоли и, конечно, кожаную отделку.

Ручная работа

Еще одно преимущество автомобилей Aston Martin заключается в использовании ручной сборки. Возьмем, к примеру, элитный суперкар One-77, выпущенный в 2010 году в 77 экземплярах. Каплевидные фары, ребра-канавки на переднем бампере и бортах, колесные арки, поднятые почти до уровня капота, и внешние зеркала, составляющие одно целое с дверями, – все это требует ручного труда. При сборке кузова использовались молотки, инерционные подушки, напильники и шкурка, благодаря которым удалось свести к минимуму число стыков и сочленений. В салоне – глубокие ковши сидений, минимум кнопок на торпедо, опережающий свое время выдвижной центральный дисплей и небольшой руль, срезанный по хорде. Отделка выполнялась по индивидуальным пожеланиям клиентов, большинство которых – коллекционеры. Но во всех случаях акцент сделан на коже и карбоне.

Другой вариант – доработка крупносерийных моделей, превращение их в штучный товар. Типичный пример – Vantage А3, произведенный придворным ателье Q by Aston Martin к 100-летию Prototype A3, самого старого из сохранившихся спорткаров компании. Чтобы обозначить связь традиций и времен, дизайнеры предусмотрели в Vantage A3 кожаные ремни в передних крыльях, глянцевые черные 20-дюймовые диски в стиле ретро, бронзовое напыление тормозных суппортов и алюминиевый кант решетки радиатора. В салоне к истории отсылают латунные шайбы управления климатической системой, вышивка с названием компании в стиле 1920-х годов и комбинация черной и светло-коричневой кожи.

Не просто болиды

Традиции традициями, но развитие технологий требует смотреть и в будущее. Пример такого перспективного видения – суперкар Valkyrie. По аэродинамическим и динамическим характеристикам это спорткупе образца 2018 года приближено к гоночным болидам, а его подъемные двери, камеры вместо традиционных зеркал и гравировка вместо эмблем – это гимн синтезу дизайна и передовых ноу-хау. Кстати, под кузовом проведены аэродинамические тоннели, а облегченные колесные диски умеют управлять воздушным потоком.

Двухместный салон стилизован под кокпит болида и имеет минимум настроек: кресла подгоняются под владельца с помощью 3D-сканирования, приборная панель размещена прямо на ступице съемного руля, а камеры бокового обзора – у передних стоек. Но даже при таком спартанском минимализме интерьер выглядит роскошно. Этот эффект отчасти дает сочетание дорогой кожи и карбона, отчасти – энергия, заключенная в изгибах внутренних панелей.

Кроссовер для джентльмена

Первый кроссовер Aston Martin выпустил лишь в 2020 году, позже, чем Porsche, Lamborghini, Bentley, Maserati и Rolls-Royce. Соответственно при разработке своего DBX компания во многом шла от противного. Ключевую задачу – сохранение свойственной спорткарам Aston Martin грациозности – удалось решить игрой пропорций и вниманием к деталям. К примеру, у DBX невероятно длинный для кроссовера капот. Колеса тоже огромные, 22-дюймовые. «Утиный хвост» заднего спойлера, безрамочные двери и знакомые по другим моделям марки спрятанные ручки. Воздухозаборники для охлаждения тормозов прямо в дневных ходовых огнях и стекло вместо традиционного пластика в качестве накладок для кузовных стоек – и вовсе вызов канонам!

Как превзойти оформителей первого эшелона, работавших над Lamborghini Urus, Maserati Levante и Bentley Bentayga? Например, используя натуральную шерсть, кожу и замшу тончайшей выделки не только в обшивке кресел и панелей, но и на площадке для беспроводной зарядки смартфона и внутренней части крышки подлокотника. Еще одной особенностью DBX стала декоративная перфорация кожи, брогирование, которое было популярно в Шотландии и Ирландии еще в ХVI веке и сегодня широко применяется в обувной промышленности. Данью английскому снобизму можно счесть управление мультимедийной системой – не сенсорное, а с помощью джойстика, чтобы не иметь дела с неэстетично загрязненным стеклянным экраном.

Фото: auto.vercity.ru, imdb.com, astonmartin.ru, evo.co.uk