Наследница дома Fendi Дельфина Делеттре-Фенди начала свое дело в том нежном возрасте, когда ее подруги проматывали состояния в ночных клубах. И оказалась настолько отважной, что бросила вызов самому консервативному рынку моды – ювелирному.

Дельфине Делеттре 34 года, из них последние 14 она занимается ювелирным делом. У нее несколько собственных магазинов (в том числе на Пьяцца Навона в Риме), несколько коллабораций с известными дизайнерами, ее украшения можно найти и в ЦУМе, и в музейных залах Лувра. При этом у нее трое детей (а муж, кстати, отсутствует). Впрочем, она звезда не столько универмагов, сколько концепт-сторов – для того, чтобы носить украшения Дельфины, нужно быть хотя бы немного похожей на саму Дельфину. Она – свободная, независимая, ни на кого не похожая. Что особенно важно: несмотря на то, что ее вторая фамилия – Фенди, Дельфина работает не на свою маму, а только и исключительно на саму себя.

Феминизм в этой семье – явление исконное: империя Fendi была основана независимыми женщинами, пятью родными сестрами Анной, Альдой, Карлой, Франкой и Паолой. Мужчины там тоже, конечно, были, но играли второстепенную роль – главным мужчиной в истории семьи Фенди считался Карл Лагерфельд. Именно он вывел дом Fendi из мехового гетто в мир высокой моды. Кстати, «дядя Карл» взял 18-летнюю Дельфину Делеттре к себе на стажировку в Chanel, где она постигала азы не столько кройки и шитья, сколько модного маркетинга.

«Мне никогда не хотелось “плыть по течению”, – говорит Дельфина. – Когда одна из двоюродных бабушек сажала меня к себе на колени, чтобы посмотреть альбом с эскизами или образцами тканей, я в первую очередь обращала внимание на неправильный крой и неправильные швы. Совершенству я предпочитала прелесть человеческой ошибки».

Родная мама Дельфины, Сильвия Вентурини Фенди (это она придумала знаменитую сумку Baguette), говорит, что в детстве прятала ножницы, чтобы ее дочь не перекроила какое-нибудь дорогое платье или юбку «себе по фигуре». Сейчас, глядя на украшения Дельфины Делеттре – браслеты с черепами, кольца в виде разомкнутых объятий скелета, – в это нетрудно поверить. Кстати, обязательным предметом каждой ее коллекции являются моносерьги для пирсинга – Дельфина мечтает, что когда-нибудь эти украшения перестанут считаться авангардными и станут наконец мейнстримом, их будут выпускать и Cartier, и Bvlgari.

На стиль ее украшений, безусловно, повлиял папа – французский ювелир Бернар Делеттре. Профессиональный геммолог и обаятельный авантюрист, он сначала промотал родительское состояние, но потом смог подняться и даже стал владельцем изумрудного рудника в Бразилии. Как раз в момент этого короткого взлета и состоялась его встреча с Сильвией Фенди – Дельфина родилась уже через год. Родители быстро разошлись, но разошлись мирно: Дельфина жила то в Риме у мамы, то в Рио у папы. Если посмотреть на коллекции Бернара Делеттре, становится понятно, как много позаимствовала у него дочь. Но сама Дельфина считает, что, наоборот, папа «вдохновился» ее идеями.

Дельфина повторила мамин сценарий: в 19 лет влюбилась, немедленно забеременела и сразу же рассталась с будущим отцом своего ребенка, 32-летним итальянским актером Клаудио Сантамарией. Узнав, что у нее будет девочка, Дельфина придумала и сделала первое собственное кольцо в виде рук, держащих большой рубин. «Я думала, что создаю амулет, который будет защищать меня и мою дочку, а со временем перейдет к ней». Но оказалось, что она создает нечто большее – дело своей жизни. «Это действительно было откровение». Сразу после рождения Эммы Дельфина зарегистрировала свою торговую марку, Delfina Delletrez, наняла команду молодых ювелиров «строго до тридцати» («еще не замурованных заживо в традициях») и начала работу над первой коллекцией, которую назвала «Первородный грех». «Я поняла, что на рынке изысканных украшений для такой молодой девушки, как я, нет вообще ничего. Классические тяжелые браслеты и колье мне не нравились – в них я чувствовала себя старой. Мне не нравилось и разделение украшений на дневные и вечерние – я хотела сделать такие, которые подходили бы для любого времени дня, которые можно бросить в сумочку, чтобы в определенный момент, например за обедом, их надеть. И мне хотелось совершенно нового дизайна, какого не было еще ни у кого».

Первую же коллекцию Дельфины (все предметы были в единственном экземпляре, стоили совсем недорого – драгоценные металлы и камни она еще не могла себе позволить) выставили в витрине парижского магазина Collette. Посыпались заказы, и уже через два года, в 2009-м, Музей декоративных искусств в Париже приобрел для своей коллекции кольцо «Поцелуй лягушку» (с фигуркой рептилии в короне) и браслет «Первородный грех» (изящные змейки, обвивающие запястье в поисках не одного, а сразу нескольких «адамовых яблок» – неожиданно, жемчужин). 22-летняя Дельфина стала самым молодым ювелиром в истории, удостоившимся такой чести.

Стилисты звезд начали охотиться за ее украшениями для своих клиенток. Покупательницами (а позже и близкими подругами) Делеттре стали Рианна, Кейт Хадсон, Бейонсе, Алисия Викандер, Наоми Уоттс и Шарлиз Терон. Николь Кидман появилась в комплекте от Дельфины на обложке журнала Time, Тильда Суинтон надела украшения Дельфины в фильме Луки Гуаданьино «Я – это любовь».

Кольца и браслеты Делеттре действительно совершенно не похожи на те, что обычно выставляют в витринах дорогих ювелирных магазинов. Это касается и дизайна, и материалов. Черепа и кости, так любимые Дельфиной, по ее словам, – иллюстрация изречения memento mori, но с неожиданной интерпретацией: помни о смерти и не держись за вещи. Серьга-кафф с изображением глаза – что-то вроде автографа (Дельфина может выйти на улицу без косметики, одетая в простую рубашку и джинсы, но глаза у нее подведены всегда). Насекомые и рептилии, населяющие «райский сад» ее украшений, – это воспоминания о коллекциях раковин и засушенных жуков из ее детства. «Было в них что-то прекрасное, но одновременно и… отталкивающее». Знаменитое кольцо-«муха» появилось в коллекции Дельфины после одной вечеринки: «Соседка за столом сделала мне комплимент, сказав, что у меня чудесная брошь. Я была смущена, потому что точно никакую брошь не надевала. Опустила глаза и увидела живого жука-колеоптеру на своем кружевном платье». Ну а коллекция с шариками Bubble – это… аллюзия на вторую беременность Дельфины (два года назад она родила мальчиков-близнецов от итальянского музыканта Нико Васкеллари и ходила по этому случаю с огромным животом).

Но дизайн – это далеко не все. Поражает смелость, с какой Дельфина работает с традиционными материалами. «Когда я начинала, я не знала правил и поэтому создавала свои собственные». Она оправляла бриллианты в серебро, покрывала золото эмалью, использовала оливковое дерево с сапфирами и рубинами, переворачивала драгоценные камни в оправе, показывая их «с изнанки» (потому что «…другая, тайная сторона часто более интересная, чем внешняя, блестящая, точно так же, как внутри мы более сильные, и… все немного панки»). Даже непременную для любого ювелира свадебную коллекцию Дельфина делает по-своему, вместо традиционных колец предлагая браслеты и кольца в нос с надписями с изнанки Merry me.

«Что-то свое нужно начинать, только если чувствуешь драйв». У Дельфины этот драйв сохраняется уже 14 лет. Ее мастера работают в Риме и на небольшой вилле в Тоскане, которую Делеттре выкупила специально для своего дела. Они используют в кольцах и серьгах микромозаику, напоминающую мозаику Равенны, и крошку каррарского мрамора, любимого еще Микеланджело. Своих мастеров и помощников Дельфина шутя называет «молекулярными шефами»: украшения, которые они создают, просты только на первый взгляд, в них спрятаны коды, цитаты и отсылки к традициям. «Я очень итальянка, и все мои украшения сделаны только здесь», – говорит она.

Дельфина любит коллаборации и готова сотрудничать с самыми неожиданными дизайнерами и брендами. Сначала с домом Kenzo, потом с производителем очков Alain Mikli, потом с французским перчаточным домом Causse и обувщиком Джузеппе Занотти. И только напоследок – с «родным» домом Fendi, традиции которого она впитала с материнским молоком. «Это было здорово, но непросто. Здорово – потому что кто же не хочет поработать с мамой? Непросто – потому что Fendi всегда был серьезным брендом, а то, что делаю я, мне нравится называть “игрушками для взрослых”».

Для своей первой коллекции для дома Fendi Дельфина Делеттре-Фенди придумала серьги-скрепки – и предложила носить их как заколки. Они были распроданы в первые часы после начала продаж.

«У меня нет определенных художественных ориентиров. Мой единственный ориентир – свобода, свобода и еще раз свобода. И я хочу, чтобы вещи, которые я делаю, вызывали целую гамму чувств: дезориентировали, заставляли улыбнуться, подтолкнули к маленькой внутренней революции».

Фото предоставлено пресс-службой Delfina Delettrez