Фирменный знак, функциональная деталь, декоративный элемент, средство самовыражения, красивая безделушка… Что же это такое – автомобильные маскоты?
Романтическая версия появления накапотных фигурок восходит к традиции носовых украшений парусных судов, которые считались оберегом и способом привлечь удачу, выступали эмблемой владельца, а то и средством устрашения противника.

Более прозаичные историки автопрома говорят об изначально утилитарных задачах. На ранних автомобилях нужно было часто заливать воду в радиатор, у которого была отдельная от капота крышка, чуть выше радиаторной решетки. Во время езды крышка порой сильно нагревалась – и торчащая скульптурная «ручка» позволяла удобнее отвинчивать пробку. Кроме того, сама фигурка могла служить индикатором нагрева, причем эта функция была эстетически обыграна: в истории остался маскот производителя свечей зажигания Oleo Magneto в форме головы, у которой при перегреве двигателя из ноздрей валил пар.
Конечно, пройти мимо возможности придать машине индивидуальный облик автодизайн не мог. Это были не просто логотипы компаний. Узнаваемый образ создавался при помощи художественных средств, начиная с геометрических абстракций и забавных животных и заканчивая отсылками к богам и мифическим героям.

Одной из первых фирменная фигурка появилась на капоте Rolls-Royce. В 1911 году скульптор Чарльз Робинсон Сайкс по заказу барона Монтегю изготовил статуэтку под названием Silver Ghost («Серебряный призрак»), и она настолько понравилась заводу, что Rolls-Royce попросил у барона официального разрешения украшать ею все автомобили, производимые концерном. Девушка, чья развевающаяся одежда делает ее похожей на ангела, – ее также называли «Серебряная леди», «Летящая леди», «Эмили», «Дух экстаза» – стала олицетворением респектабельной роскоши.
Среди анималистичных символов настоящими знаменитостями стали «Танцующий слон» Bugatti, «Прыгающий ягуар» компании Jaguar, аист компании Hispano-Suiza (в Первую мировую войну моторами от Hispano-Suiza оснащались самолеты, фюзеляжи которых украшал парящий аист, и после гибели французского аса Жоржа Гинеме компания увековечила память о нем фигуркой аиста на капотах своих автомобилей).

Создание маскотов превратилось в отдельное направление искусства. Их отливали из металла – латуни, цинка, бронзы, с покрытием из хрома или серебра. Были эксперименты с пластиком и даже со стеклом. Например, Рене Лалик начиная с 1925 года изготовил около 30 фигур, наибольшую известность из которых получила Cinq Chevaux («Пять лошадей») для Citroen, причем он разработал даже подсветку с цветными фильтрами, чтобы стеклянный талисман переливался цветами во время движения авто.
Из отечественных образцов самым популярным был олень на ГАЗ-21 «Волга», хотя знатоки вспомнят и зубра с МАЗ 200, и медведя на грузовике ЯАЗ 200.

Пик популярности маскотов пришелся на 1920–1930-е, их продолжали ставить на капоты до конца 1950-х. Но с ростом скоростных показателей все чаще вставал вопрос о безопасности: при столкновении с пешеходами торчащая на носу машины фигурка наносила тяжелые травмы. Запрета как такового не было, однако производители сами стали отказываться от подобных украшений, заменяя их на плоские эмблемы. Впрочем, некоторые премиальные марки, чтобы сохранить узнаваемый стиль, просто перешли на выдвижные и раскладные варианты: сегодня серебристая девушка Rolls-Royce «уезжает» в специальную нишу под капотом, а трехлучевая звезда Mercedes Benz складывается назад. Хотя украшать свои машины маскотом, изготовленным на заказ, все желающие продолжают до сих пор, на различных автошоу каких только фантазий на эту тему не увидишь!

Неудивительно, что маскоты и сами по себе являются предметом коллекционирования. Раритеты, среди которых вполне могут оказаться и хулигански спиленные темной ночью с капотов, и эксклюзивные фирменные шедевры, купленные на аукционах за сотни тысяч долларов, – свидетельства почти ушедшей эпохи, когда высокая эстетика еще не спорила с практичностью.
Фото: Vostock Photo
Комментарии