Первый полет Falcon 6X состоялся 10 марта 2021 года. Сейчас в сертификационных испытаниях принимают участие три прототипа. Четвертый, который позже станет демонстратором, отправится в полет в ближайшее время. Компания Pratt & Whitney Canada находится на завершающей стадии процесса сертификации двигателя PW812D для 6X, и все необходимые испытания завершены. В настоящее время ведутся окончательные летные тесты с Transport Canada и ожидается, что вскоре последует сертификация.

Каждый прототип летает два-три раза в неделю по несколько часов. Пилоты уже успели оценить легкость управления воздушным судном. Как сказал Филипп Дюшато, главный летчик-испытатель Dassault Aviation, «летные качества 6X действительно выдающиеся, даже по нашим строгим стандартам. Мы очень довольны тем, как самолет работает во время испытательной кампании».

Прототип № 3 оборудован полноценной кабиной и используется для акустических и тепловых испытаний, а также оценки герметичности кабины и воздушного потока с точки зрения максимального комфорта пассажиров. Инженеры уверены, что смогут достичь такого же низкого уровня шума, как на Falcon 8X – в настоящее время самого тихого самолета в деловой авиации.

Первый серийный самолет № 4 – с полностью оборудованным интерьером – будет служить демонстратором эксплуатационной зрелости всех систем. Предполагается, что он отправится в мировое турне в середине 2022 года. Первоначальная поставка «зеленых» 6Х на завод Dassault в Литл-Рок, штат Арканзас, запланирована на начало следующего года. Именно здесь они получат новые интерьеры.

Служба технической поддержки Dassault находится на завершающей стадии подготовки к вводу самолета в эксплуатацию (в конце 2022 года). Запасные части уже заказаны для доставки в стратегические точки по всему миру, чтобы обеспечить максимальную поддержку летным отделам с самого первого дня. «Как и в любой другой тестовой кампании, еще предстоит провести значительные испытания, – сказал главный исполнительный директор Dassault Aviation Эрик Траппье, – но на данный момент наши инженеры-испытатели действительно довольны теми темпами, которыми мы достигаем основных показателей».

Falcon 6X получил несколько престижных дизайнерских наград, в том числе приз Red Dot за дизайн салона премиум-класса. Бизнес-джет оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney PW812D (D – для Dassault), каждый из которых развивает тягу 13 500 фунтов. Двигатели PW812D оснащены 44-дюймовым моноблочным вентилятором, имеют степень двухконтурности от 4,5 : 1 до 5 : 1, а также оборудованы камерой сгорания Talon X с низким уровнем выбросов.

6X имеет самые большие размеры в поперечном сечении среди специально построенных бизнес-джетов – салон высотой 78 дюймов (1,98 м) и шириной 102 дюйма (2,6 м). В трех лаунж-зонах салона могут разместиться до 16 пассажиров. По сравнению с более ранними Falcon, проход между креслами в 6X стал шире на пять дюймов. Багаж размещается в отсеке объемом 155 куб. футов в герметичном контуре, кроме того, еще есть одно негерметичное отделение объемом 76 куб. футов.

Максимальная дальность полета 6X, перевозящего восемь пассажиров и трех членов экипажа при крейсерской скорости 0,80 Маха, составляет 5500 морских миль, а при 0,85 Маха – 5100 морских миль. Максимальная скорость составляет 0,90 Маха, а максимальная высота – 51 000 футов.

Новая особенность конструкции 6X, облегчающая работу на коротких ВПП: в электродистанционной системе управления полетом используются закрылки и флапероны с электроприводом. Это позволяет флаперонам работать как закрылки (увеличивая подъемную силу) и как элероны (управление креном) – такое решение впервые реализовано на бизнес-джете. Благодаря тому, что рулевые поверхности работают в тандеме, увеличение аэродинамического качества самолета улучшает обзорность, управляемость и комфорт при заходе на посадку на крутых глиссадах, а также обеспечивает низкую скорость захода на посадку, составляющую 109 узлов при типичной посадочной массе. Взлетная дистанция на уровне моря и при максимальной взлетной массе составляет 5480 футов.

Кабина экипажа самолета оснащена последней версией авионики EASy III на базе Honeywell Epic с четырьмя 14,1-дюймовыми дисплеями, радаром Honeywell IntuVue RDR-4000 и проекционным дисплеем FalconEye с системой комбинированного обзора (наложенное изображение систем синтетического и улучшенного зрения). FalconEye входит в стандартную комплектацию 6X и был разработан совместно с Elbit Systems.

Фото: dassaultfalcon.com