Прошедшая в мае выставка EBACE 2023 четко продемонстрировала тренд на устойчивое развитие бизнес-авиации. В том числе это касалось салонов самолетов и компонентов интерьера.

Надо сказать, если ориентация отрасли на устойчивость возникла относительно недавно, то разработчики интерьеров кабин полагались на экологически чистые материалы и возобновляемые ресурсы на протяжении десятилетий, сказала Кристи Таннахилл, старший вице-президент Textron Aviation. Она упомянула о шерсти, хлопке, льне, шелке, мохере, бамбуке и коже, которые обычно используются для отделки салонов бизнес-джетов. Теперь же производители и специалисты по интерьеру удваивают свои усилия, чтобы сделать салоны еще более экологичными, снизить углеродный след самолета в течение всего срока его службы, а также продемонстрировать, каких высот дизайнеры и инженеры могут достичь на пути к углеродной нейтральности.

Салоны бизнес-джетов Global и Challenger канадской компании Bombardier, по словам Лоуренса Касиа, менеджера Bombardier по промышленному дизайну и инновациям в салонах, содержат «ряд переработанных и инженерных мягких изделий, изготовленных из переработанных или натуральных волокон». Многие из представленных элементов находятся на новейшем самолете Challenger 3500, который был введен в эксплуатацию в прошлом году.

Салоны бизнес-джетов Gulfstream Aerospace также оснащены материалами, полученными из возобновляемых ресурсов, утверждает президент компании Марк Бернс. При этом внутренние компоненты также в значительной степени подлежат вторичной переработке. Например, сотовый алюминий, используемый в конструкциях кабин, может направляться непосредственно в плавильню, в то время как ткани и ковровые покрытия становятся промышленным сырьем. Но Бернс добавил: «Часть нашего подхода к снижению воздействия на окружающую среду в Gulfstream заключается в разработке самолетов с длительным сроком службы, чтобы уменьшить необходимость в потреблении ресурсов для создания их замены». Эту точку зрения поддержали и другие производители, подчеркнув средний возраст находящихся в эксплуатации самолетов, который в 2022 году превысил 18 лет, – еще один показатель устойчивости.

В салонах Dassault Falcon также используются ткани, дерево, кожа растительного дубления и другие возобновляемые и экологически чистые материалы. Кроме того, Falcon 10X, который должен быть введен в эксплуатацию в 2025 году, имеет модульные элементы интерьера для повышения экологичности обслуживания. «Если есть проблема, например, со шкафом, его легко отремонтировать или модифицировать без замены существенных внутренних компонентов», – сказал Вадим Фельцер, глава отдела глобальных коммуникаций французской аэрокосмической компании.

Студия дизайна цветов, материалов и отделки Dassault недавно создала уникальную палитру материалов, включающую дизайны неокрашенных шерстяных ковров, выполненные в цветах природного мира: оттенки светлого и темно-бежевого, а также другие ненавязчивые землистые тона, которые в своей необузданной красоте могут незначительно отличаться от одной партии к другой. Dassault подчеркивает тонкие контрасты с помощью уникальной техники переплетения и является первым производителем самолетов, предложившим этот вариант рисунка для новых кабин.

Компания Textron, производящая самолеты Cessna, Beechcraft и вертолеты Bell, представила в прошлом году на выставке EBACE Cessna Citation XLS Gen2 с экологичным интерьером с органическими, естественными, биоразлагаемыми тканями и кожей, а также восстановленный шпон. Объяснение этих вариантов «помогает клиентам узнать, как они могут создать интерьер своей мечты, а также заботиться об окружающей среде», – сказала Кристи Таннахилл.

Все более широкое применение экологически чистых натуральных волокон и более распространенной древесины создает «новую эстетику, которая нравится многим клиентам», заметил Вадим Фельцер из Dassault. «Они довольны выбором материалов, и им нравятся ощущение и общая обстановка в салоне, которые делают возможными натуральные материалы». Более того, такие каюты доказывают, что «экологичность не означает необходимости идти на какие-либо компромиссы», – подхватил Касиа, отметив, что быстро возобновляемые варианты древесины для поверхностей кают и материалы на основе волокон местного производства «настолько же удобны и роскошны, насколько и экологичны».

Спрос на экологичность также наблюдается на рынке индивидуального VIP-интерьера. Airbus Corporate Helicopters в прошлом году поставила легкий двухдвигательный вертолет ACH145 с «полностью веганским» интерьером. Кожаные элементы заменены синтетической ультракожей, которая выглядит, ощущается и изнашивается, как кожа, хотя с ней не так просто работать. «Мы нашли практичный способ удовлетворить желания наших клиентов, который также выглядит превосходно», – утверждает глава ACH Фредерик Лемос. К слову, покупатель ACH145, немецкий предприниматель Урс Бруннер, женат на пионерке этичной моды Даниэле Бруннер. Ее лейбл не использует продукты животного происхождения в своих предложениях и жертвует всю прибыль на благополучие животных.

ACH145

В своем центре комплектации в Базеле, Швейцария, компания Jet Aviation «предлагает клиентам широкий выбор экологичных вариантов» и интегрирует «более экологичные материалы в дизайн салона VVIP», сказал вице-президент по продажам и маркетингу комплектаций Мэтью Вулластон. Недавняя концепция VIP-каюты «Норка», разработанная компанией, включает в себя маркетри столешниц из обрезков мрамора, ткани из натуральных волокон и напольные покрытия из переработанных материалов. Jet Aviation также сосредоточилась на создании более легких кабин, сокращении выбросов за счет сокращения расхода топлива, а ее инженерные и производственные группы изучают передовые композитные материалы для внутренних применений.

Для будущего BBJ777X, который будет иметь самый большой салон среди всех серийных самолетов, предназначенных для рынка бизнес-авиации, компания Greenpoint Technologies из США, специализирующаяся на комплектации Boeing, недавно представила концепцию дизайна интерьера Zen, включающую в себя множество устойчивых и биофильных элементов дизайна. Повсюду внутри застекленные сады, оснащенные атмосферным климат-контролем, содержат органические растения и гальку. В компании уверены, что размещение таких элементов внутри кабины может повысить осведомленность об экологичности и устойчивых материалах, создавая при этом «более здоровую кабину и медитативную среду, которая поощряет связь с природой». Концепция интерьера Zen также включает в себя переработанный шпон орехового дерева, натуральные переработанные ткани и кожу, разработанную для облегчения веса и минимального воздействия на окружающую среду.

Lufthansa Technik, специализирующаяся на техобслуживании и отделке, которая недавно представила инновации, в том числе ультратонкие изогнутые OLED-экраны, снижающие вес и потребление энергии, добавила экологичные материалы в свой список вариантов VIP-интерьеров. AeroFlax, одна из последних разработок немецкой компании, представляет собой замещающий материал на основе льна для деталей из стекла или углеродного волокна, таких как боковые стенки и потолочные панели, предлагая 20% экономию веса по сравнению со стеклом или углеродом, а также низкую плотность и желаемые механические свойства для использования в интерьерах самолетов.

Экологичные интерьеры не только способствуют сохранению окружающей среды, но и могут стоить дешевле благодаря минимальной обработке и более низким затратам на доставку возобновляемых и местных материалов. Однако реальная окупаемость заключается в «предотвращении выбросов и отходов за счет разумного выбора более экологически чистых материалов, которые в конечном итоге принесут пользу нам и нашей планете», – заключил Касиа из Bombardier.

Фото: dassaultfalcon.com; businessaircraft.bombardier.com; cessna.txtav.com; gulfstream.com; businessinsider.com; acj.airbus.com; airbuscorporatehelicopters.com