Главный редактор журнала City World Сергей Соловьев решил выяснить истоки столь яркого и самобытного явления, как ювелирные коллекции дома Gilan. В отеле Mandarin Oriental в Стамбуле об этом ему рассказал Осман Гилан, один из владельцев семейного бизнеса.

Осман Гилан

В ваших ювелирных украшениях отражается история Анатолии. Это идет от первой коллекции или это ваша недавняя специализация?

Это было изначально и предопределено историей нашей семьи. В XIV веке Оттоманская империя начала завоевывать Балканы. И наша семья из Анатолии переселилась на территорию Косово. Так на Балканах было основано поселение Гилан, где традиционно мужчины занимались земледелием, а женщины шили одежду. К концу XIX века моя прапрабабушка была настолько известна своим мастерством, что семья стала шить праздничные одежды для турецкого паши и всего дворца. Наш дизайн был изначально вдохновлен семейной традицией — это в нашей крови.

А когда семья Гилан занялась ювелирным искусством?

Перед Второй мировой войной мой дед переселился назад в Анатолию, в город Бурса. Там он продолжил заниматься сельским хозяйством и всем тем, что связано с сельхозпродукцией. Однако в 1980 году его сыновья, мой отец и дядя, основали совершенно новое дело — ювелирные мастерские. Так был основан дом Gilan. И так как молодая компания должна была отличаться от всех других, ее владельцы решили, что будут основываться на богатой культуре Анатолии. Они изначально ориентировались на мировой рынок. И понимали: хочешь быть международным брендом — будь аутентичным.

Аутентичность и ориентация на культуру Анатолии разве не делают ваши изделия менее универсальными?

Это хороший вопрос. Прежде чем на него ответить, надо понять, почему Анатолия столь уникальна. Дело в том, что именно с ней связаны корни многих цивилизаций. Это мультикультурный регион, который насчитывает 15 тысячелетий. И наш дизайн универсален — это не какой-то этнический стиль, он вобрал в себя очень многие элементы. Так что наш стиль поистине международный. Лично я родился в Стамбуле. Это очень космополитичный город, он открытый, живой, современный. Все это отражается в нашем дизайне.

К настоящему времени сколько ювелирных коллекций вы сделали?

Компания работает более 40 лет — я не могу точно сказать, сколько комплектов украшений мы сделали. У наших дизайнеров никогда не пропадает вдохновение — Анатолия дает столько идей! В настоящий момент у нас порядка 30 коллекций. Подготовка коллекции занимает примерно год. А если это сложная, эксклюзивная коллекция, то и три года.

Как проходит работа над коллекцией?

Сначала мы идем в музеи, консультируемся с историками, искусствоведами. Изучаем все элементы того или иного исторического периода. Затем уже начинается разработка дизайна. И это тоже несколько сложных этапов: от утверждения эскизов до работы с драгоценными камнями.

Я слышал, что вы активно участвовали в реставрации комплекса Топкапы — султанского дворца и главной достопримечательности Стамбула. Это так?

Верно. Наша задача шире, чем просто сделать ювелирные украшения. Нам важно сохранить нашу культуру. В какой-то момент Сокровищница дворца Топкапы пришла в плачевное состояние. Мы выступили не просто спонсорами, а сами (наши мастера) занимались ее реставрацией. Это еще один наш бесценный опыт приобщения к истории. Так возникают новые идеи, связанные с музеями.

Если выбирать, какая ваша любимая коллекция?

Сложно ответить насчет одной. Я бы назвал две. Первая — Theodorа, посвященная знаменитой византийской императрице. Эта коллекция уникальна по всем параметрам: по материалам, по исполнению, по источникам вдохновения. Вторая — Bosphorus Dreams. Она о Стамбуле, моем родном городе, где я вырос. И она же является некой квинтэссенцией стиля Gilan.

Известно, что у вас пять бутиков в Стамбуле. Есть ли где-то еще ваши бутики, намерены ли вы открывать сеть Gilan по миру?

У нас несколько другая стратегия. Кроме бутиков, у нас есть VIP-клиенты, которые имеют свои торговые дома и резиденции в Лондоне, Нью-Йорке, Баку и других столицах. Так как у нас вещи создаются в небольших количествах, нам важна эксклюзивность; мы не производим украшения на поток.

Фото: пресс-служба