В конце июля на выставке AirVenture состоялся мировой дебют Kodiak 900. Компания Daher представила более крупную и быструю версию надежного и крепкого Kodiak 100, которая пополнила продуктовую линейку компании, присоединившись к скоростным турбовинтовым TBM 910 и TBM 960.

Французский Daher всегда умел удивлять. Его самолеты элегантны, быстры и очень экономичны. После приобретения американской компании Quest Aircraft в портфолио французов появился Kodiak 100. Маркетологи очень точно угадали с названием своего самолета. Кадья́к – самый крупный подвид бурых медведей, обитающий на острове Ка́дьяк у южного побережья Аляски. Это один из самых мощных хищников в мире, живущих на суше. При первом взгляде на самолет Kodiak улавливаются схожие черты, чувствуются характер и медвежья хватка. Самое главное – Kodiak очень вынослив. Он не достигает высоких скоростей, зато максимально универсален: его можно оснастить для грузоперевозок, перелетов высокопоставленных лиц, медицинской эвакуации, пассажирского чартера и т. д.

Унаследовав замечательные качества Kodiak 100 как многоцелевого самолета укороченного взлета и посадки с неподготовленных ВВП, Kodiak 900 знаменует собой еще один шаг вперед благодаря увеличению длины фюзеляжа на 3,9 фута, что обеспечивает больше пассажирского и грузового пространства, а также рост крейсерской скорости до 210 узлов (389 км/ч) и большую полезную нагрузку при максимальной дальности полета 1129 морских миль. Кроме того, удельный расход топлива сократился на 9% – это снижает стоимость пассажиро-мили и прямых эксплуатационных расходов для коммерческих операторов.

Удлиненный фюзеляж Kodiak 900 обеспечивает увеличение общего объема салона на 20%, до 309 куб. футов. Интерьер разработан с учетом опыта Daher в создании изысканных вариантов оформления самолетов семейства TBM и наследия Kodiak с типичным для него универсальным и хорошо оборудованным салоном. Внутренняя компоновка салона может быть выполнена в нескольких конфигурациях – от двойной клубной планировки до полностью обращенной вперед компоновки. Благодаря новым пассажирским сиденьям Summit+, регулируемым в разных направлениях, Kodiak 900 отвечает широкому спектру требований пользователей. Индивидуальные панели с портами USB-A и USB-C, разъемами для наушников LEMO, подстаканниками и держателями для телефонов теперь есть на каждом сиденье. Их также можно полностью снять, чтобы получить максимальное пространство и место для полезной нагрузки.

Для стандартного интерьера Kodiak 900 была введена новая цветовая палитра. Сиденья выполнены в черном цвете, повсюду установлено прочное и устойчивое к атмосферным воздействиям черное ковровое покрытие. В боковых стенках, обшивке потолка и задней переборке используется популярный композитный материал от Kodiak 100. В негерметизированном салоне Kodiak 900 реализовано лучшее в отрасли звукопоглощение, это один из самых тихих салонов среди самолетов класса. В салоне добавлен пятый комплект иллюминаторов для пассажиров, что дает больше освещения и ощущения простора.

Что касается прочности самолета, были внесены усовершенствования, направленные на снижение лобового сопротивления, в том числе замена внешней ступеньки для входа пилота на складную лестницу, а также добавление обтекателей направляющих закрылков на крыльях и обтекателей колес шасси. Также была проведена значительная «очистка» качества воздушного потока: воздуховоды, выпускные отверстия и воздухозаборники были переработаны, смоделированы и спроектированы для снижения сопротивления.

Использование колесных обтекателей – еще одно заметное визуальное отличие Kodiak 900. Они были сертифицированы как «второстепенные конструкции», построенные в соответствии со строгими стандартами FAA и подвергнутые такому же строгому анализу и испытаниям таких компонентов, как грузовая капсула.

Поскольку задняя часть у Kodiak 900 выше, чем у Kodiak 100, была полностью изменена конструкция задней основной грузовой двери. Установка дополнительных ступеней упрощает вход и выход пассажиров, а также облегчает погрузку. Дверь сохраняет уникальную конструкцию раскладушки Kodiak с возможностью складывания, что позволяет легко загружать/выгружать крупногабаритные предметы, поддоны или носилки для медицинской эвакуации.

Kodiak 900 оснащен турбовинтовым двигателем PT6A-140A компании Pratt & Whitney Canada мощностью 900 л. с. Полностью алюминиевый корпус редуктора обладает лучшей коррозионной стойкостью, а двигатель обеспечивает лучшую «высокотемпературную и высотную» производительность в своем классе. PT6A-140A является частью серии PT6A-140 следующего поколения компании Pratt & Whitney Canada, которая уже налетала более 2 млн часов.

На Kodiak 900 используется новый композитный пятилопастной винт постоянной частоты вращения с полным флюгированием и гидравлическим приводом от Hartzell. Его конструкция и настройка на низкую частоту вращения в 1900 об/мин способствуют низкому уровню шума 79,5 дБ, что позволяет самолету работать в самых строго регламентированных зонах, чувствительных к шуму.

Разработка Kodiak 900 началась в 2016 году. Сейчас построено три опытных самолета: планер для статических испытаний, летный прототип для испытаний и первый серийный самолет, соответствующий требованиям FAA, для проверки функциональности и надежности. Первый полет Kodiak 900 состоялся 28 февраля 2020 года.

Фото: kodiak.aero