На прошлой неделе корреспондент City World посетил ближневосточную выставку деловой авиации МЕВАА. Основательно подготовившись к мероприятию, мы получили «добро» от оргкомитета начать работать в так называемый «минус первый день». Было приятно посмотреть в деталях и без шумной толпы новенький Gulfstream G700 и роскошный BBJ Royal Jet, а также детально ознакомиться с новым салоном Boeing 767 компании Comlux c оригинальным названием Sky Lady. Но даже при беглом осмотре стало понятно, что выставка существенно потеряла в объеме – как минимум треть экспонентов, а уж статика никогда не выглядела так скромно. Но на то были свои объективные причины, и о них мы еще расскажем.

Для ОАЭ это первое крупное мероприятие сегмента деловой авиации с 2019 года. Пандемия сыграла свою роковую роль, и рынок региона стал восстанавливаться лишь со второй половины 2020-го, но этот рост оказался впечатляющим. Огромный спрос на чартеры и проходящий ЧМ по футболу стали основными причинами отказа операторов от присутствия на МЕВАА. Физически компании не смогли продемонстрировать на статике свои самолеты, что планировалось еще в начале осени. Так, крупнейшие операторы региона Empire Aviation, Falcon Aviation, Titan Aviation и Saudi Private Aviation расположились на выставке в шикарных шале. Впрочем, их представители весьма активно работали не только на стендах. Многие PR-специалисты буквально выхватывали нас на мероприятиях или статике и делились своими последними новостями. Ну а самым экстравагантным способом ознакомить со своей инфраструктурой стал трансфер на Rolls-Royce в VIP-терминал Jetex, который на месяц стал главными воздушными воротами из ОАЭ в Катар на футбольный мундиаль.

Одними из приятных впечатлений от увиденного в аэропорту Аль-Мактум стали, безусловно, многочисленные новые постройки. Поразил своими объемами новый центр ExecuJet MRO Services, существенно расширился DC Aviation Al-Futtaim, а Сomlux сообщил о закладке нового ангара. Количество провайдеров ТОиР и операторов FBO здесь просто зашкаливает, вскоре Аль-Мактум превратится в настоящий мегааэропорт для бизнес-авиации. И каждый проект – это настоящий шедевр архитектуры.

Но вернемся на перрон. Неожиданностью стало отсутствие ряда крупнейших производителей. В этот раз Textron, Pilatus Aircraft и Honda Aircraft не показали свои флагманы в Дубае, так же, как и вертолетчики. Исключением стал лишь макет ACH160 от Airbus.

Gulfstream привез в этом году свой флагман G700, который в рамках международного турне сделал в Дубае трехдневную остановку, рядом демонстрировался G650ER греческой GainJet. Еще один G650ER был представлен Boutsen Aviation, но уже для продажи. Французский Dassault вновь показал Falcon 8X, но главными героями все-таки стали 6Х и 10Х. Именно об этих двух моделях французы говорили с придыханием, и это неудивительно – обе программы идут с опережением графика, а один из первых 6Х будет поставлен на Ближний Восток. Bombardier в этом году представил Global 7500 одного из американских операторов – было любопытно сравнить салон демонстратора и серийного частного джета. Бразильский Embraer показал свою «классику» Phenom 300E и Praetor 600, отметив, что спрос в регионе на легкие и суперсредние джеты неожиданно вырос. Airbus в очередной раз презентовал ACJ320Neo компании Acropolis, а коллеги из Boeing были представлены BBJ2 и BBJ компании Royal Jet. Настоящим гигантом на выставке оказался Boeing BBJ767 Comlux. А вот за «малышей» отдувался лишь Cirrus со своим SF50 Vision Jet G2. Но он, скорее, вызывал лишь эстетическое восхищение, желающих эксплуатировать его в регионе не особенно много. В дополнение к статике стоит отметить несколько бортов, которые были выставлены брокерами в первый день. Среди них самым посещаемым стал Cessna Citation XLS+ компании Arcos Jet. Всю статическую экспозицию не спеша можно было обойти минут за пятнадцать.

А вот настоящая жизнь кипела в выставочном комплексе. В первый день стартовала первая в истории конференция BizAv Talks, которая включала в себя серию из семи презентаций и панельных дискуссий на тему дня – «Будущие бизнес-модели частных самолетов». Ныне популярные темы по мотивам «зеленой повестки» вызывали у слушателей явное безразличие, а предложения по продаже кредитов на выбросы и прочие аналогичные инициативы – и вовсе раздражение. И наоборот, выступление спикеров по вопросам новейших цифровых платформ для деловой и частной авиации, активов на основе блокчейна, банковских и криптовалютных платежей, транзакций собирали полные аудитории.

Про атмосферу на выставке стоит упомянуть отдельно. Внешний негативный фон, который определяет наше настроение в этом году, казалось бы, должен был доминировать на столь крупном отраслевом мероприятии, но получилось все ровно наоборот. Масса позитива, расслабленная обстановка и большое количество старых знакомых, а еще обилие русского языка – все это оказалось столь желанным и весьма неожиданным. Участники выставки и посетители словно забыли все распри, и на три дня МЕВАА стала настоящим деловым мероприятием, напрочь лишенным политики и обоюдных обвинений. Было чрезвычайно приятно увидеть многих наших партнеров, с которыми по воле судьбы мы последние два-три года общались исключительно с помощью гаджетов, любопытно было выслушать их точку зрения на последние события и поспорить. Не так все однозначно: многие зарубежные друзья и клиенты уверены, что ситуация просто обязана измениться, и большинство по-настоящему ностальгирует по временам, когда не было ковида и проблем с братским народом. Десятки выпитых чашек кофе и многочасовые неспешные беседы на фоне фантастического дубайского колорита вселяли надежду на перемены, пусть и не столь быстрые.

Фото: пресс-служба