С 2023 года российский этап «Формулы-1» будет проходить в Северной столице. С объявлением о смене прописки получилось интересно. Побывавший на днях в Санкт-Петербурге гендиректор Королевских гонок Стефано Доменикали проговорился о планах провести Гран-при России в городе на Неве, а точнее – в Ленинградской области. Такие слухи ходили уже два года, и рано или поздно сообщить об этом собирались, но явно не так – между делом. «Формула-1» – самый дорогостоящий вид спорта, и любое событие там обставляется с соответствующими статусу помпой и размахом. А любое изменение в календаре чемпионата мира – это, несомненно, событие.

Пресс-служба в экстренном порядке попыталась дезавуировать слова Доменикали, однако было уже поздно. Представителям «Формулы-1» не оставалось ничего иного, как официально подтвердить: с 2023 года российский этап переместится с «Сочи Автодрома» на трассу «Игора Драйв» в 54 км от Санкт-Петербурга.

Как так получилось? Рассказываю. «Сочи Автодром» был и остается очень красивым проектом. С одной стороны – горы, с другой – море, а между ними носятся на своих болидах лучшие гонщики планеты. В 2010 году я был на церемонии, когда в присутствии Владимира Путина маленький гигант больших гонок Берни Экклстоун подписал с представителями российской стороны договор о проведении в Сочи Гран-при начиная с 2014 года. В Олимпийском парке еще вовсю шла стройка арен для Белых игр, и присутствие президента России было далеко не случайным. Экклстоун, тогдашний босс «Формулы-1», сделавший из гоночного чемпионата культовое, сверхпрестижное и сверхдоходное событие, далеко выходящее за рамки спорта, всегда щепетильно относился к любым деталям. А тут были совсем не детали. Берни мучали серьезные сомнения: как через полгода после Игр россияне успеют провести первый в истории Гран-при? Ведь надо спроектировать трассу, вписать ее в ландшафт, описать вокруг уже имеющихся олимпийских объектов, построить трассу и трибуны, продумать логистику… Как?

В октябре 2014-го Путин с Экклстоуном присутствовали на Гран-при, и Берни мог воочию убедиться, что для русских нет ничего невозможного. Чуть выше я назвал эту гонку первой в истории, но правильнее было бы написать «в новейшей истории». Ведь до революции в России прошло два Гран-при, последний – в 1914 году. Ровно через сто лет большие гонки вернулись в нашу страну.

Четыре из семи Гран-при, которые прошли в Сочи, выиграл британец Льюис Хэмилтон, дважды там побеждал финн Валттери Боттас, еще раз – Нико Росберг. Однако чем-то особенным ни одна гонка не запомнилась. Большинство были откровенно неинтересными. Причиной тому была сама трасса, где отсутствовали перепады высот. Да и тот факт, что трассу пришлось вписывать в уже имеющийся ландшафт, сделал ее откровенно скучной. Трасса не нравилась ни пилотам, ни зрителям.

Правда, этот факт никак не сказался на популярности сочинского Гран-при в России. Многие болельщики с удовольствием выбирались в Сочи на гоночный уикенд, ведь этот курорт – особенное место для россиян, а сама гонка стала важным элементом наследия Олимпиады.

А вот для иностранцев Сочи таким особенным местом не стал, хотя ставка на это делалась. Лететь далеко, добираться надо с пересадкой, смотреть, кроме не самой увлекательной гонки, особенно нечего. Черное море? Спасибо, видели получше. Богатая публика обходила-облетала сочинский автодром стороной. Гонки, конечно, королевские, но никакого дохода российский этап не приносил. Одни расходы. Это еще одна причина, почему Гран-при пришлось перенести.

Трассу «Игора Драйв» построили пару лет назад, и она намного интереснее сочинской. Тут и перепады высот, и скоростные участки, и опасные повороты. Она уже получила высшую категорию от Международной автомобильной федерации – это значит, что даже сейчас на ней можно проводить гонки «Формулы-1». Но для Гран-при трассу изменят: увеличат длину с нынешних 4086 м до 5180 м. Время круга составит 86 с, а средняя скорость для болидов первой «Формулы» – 215 км/ч.

Трасса «Игора Драйв»

Здесь, конечно, тоже есть минус: расстояние в 54 км от города. Но за два года вопрос с транспортом должны решить. Зато не должно быть проблемы со зрителями: Санкт-Петербург знают во всем мире, это не экзотический Сочи, поэтому 50 тыс. мест на автодроме пустовать не будут. Само собой, ожидается большой наплыв финнов, которые могут добираться на своем транспорте.

Но это будет лишь в 2023-м. В этом же и в следующем году Гран-при России еще пройдет в Сочи. В любом случае, наличие трех классных автодромов (в Подмосковье есть еще Moscow Raceway) должно положительно сказаться на развитии автоспорта в стране.

Фото предоставлено: shutterstock, s.auto.drom.ru