В субботу 21 августа в 17:00 стартует знаменитая гонка «24 часа Ле-Мана». Это вершина автоспорта, одна из легендарных гонок в истории. Даже если вы ничего не понимаете в машинах, про «24 часа Ле-Мана» не слышать не могли. Культовая – вот, пожалуй, самый точный эпитет. Его в автоспорте заслуживают три гонки: Гран-при Монако в «Формуле-1», «500 миль Индианаполиса» в американской серии «Индикар» и «24 часа Ле-Мана» в чемпионате мира гонок на выносливость.

Это тот самый марафон, на который каждый год съезжаются (сейчас, к сожалению, более уместно прошедшее время – съезжались) до 500 тыс. болельщиков, разбивающих палаточные лагеря у кольца «Сартэ». Если будет возможность, обязательно съездите на гонку в Ле-Мане. Совсем необязательно жить в палатке, в близлежащих городах много отелей. Например, в Анжере с его знаменитым замком. Помните «Графиню де Монсоро»? Именно тут за высоченными стенами от своего брата Генриха скрывался принц Анжуйский. Местность тут называется Долина Луары. А это значит, что белые вина здесь просто фантастические. Красные, надо признать, тоже неплохие. Ну и само соревнование в Ле-Мане – это не только и даже не столько гонка, сколько выставка достижений автомобильного хозяйства. Посмотреть здесь есть что!

Посмотреть, кстати, можно не только автомобили, мотоциклы и прочие средства передвижения, но и людей. Например, в этом году в «24 часах Ле-Мана» примут участие более 20 бывших пилотов «Формулы-1». Ведь сами гонщики тоже признаются: нет ничего престижнее, чем поучаствовать в «Ле-Мане». Пусть разок, пусть без особых шансов на победу, но это то, что хочет сделать каждый. Например, знаменитый вратарь сборной Франции по футболу Фабьен Бартез (тот, которого на счастье целовали в лысину) пару раз пробовал здесь свои силы. Даже участие в «Формуле-1» не всегда мешает: Нико Хюлькенберг несколько лет назад потратил отпуск на поездку в Ле-Ман и сразу стал чемпионом!

В Ле-Мане особенное все. Здесь одна из самых длинных трасс планеты – кольцо «Сартэ» имеет протяженность 13 655 м. Если обычные этапы чемпионата мира гонок на выносливость длятся по 6 часов, то здесь едут полные сутки, то есть гонщики финишируют в воскресенье в 17:00. Количество участников по сравнению с другими этапами возрастает впятеро – многие приезжают только на эту гонку. За попадание в десятку лучших дают двойные очки в зачет чемпионата. И, наконец, сама дистанция: чтобы стать лучшим, надо успеть проехать за 24 часа порядка 5400 км… Как от Москвы до Парижа и обратно!

«24 часа Ле-Мана» – это испытание на выносливость не только автомобилей, но и гонщиков. Раньше пилоты соревновались по двое, а иногда и в одиночку и, бывало, засыпали за рулем (однажды даже на финишной прямой). Сейчас ездят в основном тройками: чередуясь – по четыре часа, а в остальное время отдыхают.

Мы уже написали, что «24 часа Ле-Мана» являются этапом чемпионата мира по гонкам на выносливость. Но это тот случай, когда турнир создан вокруг одной гонки, выиграть которую престижнее, чем победить в целом чемпионате. Российская команда G-Drive Racing сам чемпионат уже выигрывала, а вот взять трофей в Ле-Мане пока не получается. Точнее, один раз наши гонщики поднимались на верхнюю ступень пьедестала почета, но потом команда была дисквалифицирована и первое место у нее отобрали. В этом году G-Drive Racing выставит сразу два экипажа в надежде, что у одного-то получится выиграть главный приз.

Болиды в чемпионате на выносливость делятся на классы, российская команда поедет в LMP2, втором по скорости и мощи моторов. Здесь борьба за победу обещает быть очень суровой, а вот в более мощном классе LMP1 наверняка победит Toyota. Тут интриги практически нет, зато во всем остальном ее хоть отбавляй. Очень интересно, например, что покажут в Ле-Мане женские экипажи. Почти сто лет своего существования гонки в Ле-Мане считались исключительно мужским занятием. Однако в прошлом сезоне в марафоне впервые принял участие экипаж, состоящий исключительно из женщин. В этом году таких уже два.

Фото: lemans.org, michelinmotorsport.com, apkpure.com.