Из всех видов конного спорта вольтижировка – самый зрелищный. Трудно сказать, чего в ней больше: собственно спорта или высокого искусства.

Эту разновидность конного спорта не отнесешь к числу массовых, но любой из нас с ней хорошо знаком. Все мы видели ее… в цирке. Акробатические трюки на скачущей лошади – это и есть вольтижировка. Название произошло от французского глагола voltiger («порхать»), ведь спортсмен не сидит в седле, а использует конскую спину как гимнастический снаряд, выполняя за минуту до 16–18 упражнений.

Истоки ее уходят в те давние времена, когда умение держаться в седле без стремян, уворачиваться от летящих стрел и ловко управляться с оружием могло спасти всаднику жизнь. Есть версия, что вольтижировка как акробатика зародилась на Крите – правда, там опасные трюки и сальто исполнялись на спинах бегущих быков. От эллинов моду на показательные конные выступления подхватил Древний Рим. В Европе вольтиж стал обязательным при подготовке кавалеристов – в эпоху Ренессанса все дворянские отпрыски изучали его наряду с фехтованием и танцами. В Азии и на Кавказе подобное искусство известно под названием джигитовка. Ну а с уходом кавалерии с исторической сцены вольтижировка превратилась в развлечение, разделившись на зрелищную (ту самую, что в цирке) и спортивную. И хотя Международная федерация конного спорта (Fédération Équestre Internationale – FEI) официально признала ее лишь в 1983 году, сегодня вольтижировка – неотъемлемая часть Всемирных конных игр.

Если в конкуре или выездке неискушенному зрителю не обойтись без пояснений (на что обращать внимание, как и почему оцениваются те или иные элементы), то на вольтиж-турнирах можно получить эстетическое удовольствие, даже не вникая во все тонкости: это просто красиво! Тем не менее и здесь есть свои правила. Скажем, появляясь на поле, приветствие должны выполнить не только спортсмены, но и лошадь – обычно это поклон, от простого кивка до глубокого реверанса. Сам выход команды осуществляется в едином для всех темпе, слаженно, в ногу. Если выбежать вразнобой или сразу начать программу, то судьи могут снять баллы.

Породистость лошади значения не имеет. Важно, чтобы она обладала ровным ходом, была выносливой и отличалась добрым нравом. «Лошадь – это 25 процентов успеха, – считает чемпион мира по вольтижировке 2016 года, француз Энтони Бро Пети. – Хорошее выступление выглядит легким, гармоничным танцем, в котором человек и животное выступают как равноправные партнеры, понимающие друг друга с полувзгляда». Прекрасной иллюстрацией может послужить выступление на чемпионате 2019 года немки Кристины Бо, которая на тот момент выиграла все возможные титулы в индивидуальном зачете и была действующей чемпионкой мира по вольтижировке. «И я, и моя лошадь находимся на пике формы, – говорила Кристина, – я не могу не воспользоваться шансом красиво завершить карьеру». Однако уйти на победной ноте у них не получилось. Во время финального фристайла ганноверский мерин по кличке Хайландер остановился чуть раньше, чем спортсменка закончила выступление. Это стоило места на пьедестале. Кристина стала лишь четвертой и потом грустно шутила: «Моя лошадь решила завершить спортивную карьеру раньше, чем я».

Кроме отличного взаимопонимания в паре спортсмен – лошадь, требуется такая же сработанность с еще одним человеком – кордовым, или лонжером. Он стоит в центре манежа и, по сути, управляет выступлением, задавая лошади движение по кругу при помощи длинного повода (корды). Опытный лонжер отлично знает индивидуальные особенности партнеров и биомеханику всего процесса и может помочь спортсмену: например, когда увидит, что тот теряет баланс, – мгновенно откорректирует баланс лошади. Успех команды во многом – в его руках.

Фото: prokoni.ru, commons.wikimedia.org, fei.org