Центр «Зотов» и компания «Генпро» открыли выставку «Внутри города. Искусство архитектурного макета». Она позволяет по-новому посмотреть на макет, подчеркнуть его художественную ценность, в режиме реального времени понаблюдать за процессом макетирования и показать, как макет стал главным инструментом в архитектуре. 

«Выставка архитектурных макетов в Центре “Зотов” не случайна. Для конструктивистов создание таких моделей было важной практикой. Многие идеи великих архитекторов той эпохи дошли до нас только в виде макетов или чертежей, что позволяет нам сегодня хотя бы отчасти прикоснуться к невероятным и утопическим проектам, которые так и не были реализованы, – говорит генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова. – Сегодня, несмотря на современные технологии, архитекторы продолжают экспериментировать в объеме. Главная идея выставки – показать разнообразие архитектурных макетов и познакомить с работой архитекторов и процессами их творческих поисков. Мы хотим продемонстрировать зрителям макет во всей его художественной полноте и надеемся, что посетители, выйдя с нашей выставки в городское пространство, по-другому будут смотреть на привычные улицы и архитектуру».

Работы более 25 известных архитектурных бюро, паблик-арт-художников и дизайнеров объединены в пять разделов. В разделе «Макет создает» макет представлен как инструмент творческого поиска архитектора. Это архитектурные фантазии – одни были реализованы, а другие еще в процессе. Работы Николая Полисского в этом разделе будут впервые показаны широкой аудитории: макет ленд-арт-проекта в Японии, а также десять эскизных макетов скульптур для набережной в Балахне на Волге, выполненные из поролоновых трубок. Серия макетов для проекта отеля в Ялте от бюро «Проект Меганом» создана с использованием местного песка.

Самый обширный раздел выставки, «Макет говорит», показывает, как архитекторы с помощью макетов рассуждают о своем творчестве. Самый характерный пример – макет жилого комплекса «Бродский» архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». В макете дома, состоящего из одних арок, оставили только оболочку – архитекторы демонстрируют главный художественный прием, который лег в основу образа здания.

Макеты Тотана Кузенбаева, одного из самых известных российских архитекторов, работающих с деревом, представят здания в виде саженцев, которые словно висят в воздухе: зритель сможет также увидеть обычно скрытые под землей коммуникации: трубы и кабели. 

Раздел «Макет работает» позволит через стекло понаблюдать за реальным рабочим процессом и увидеть, как мастера создают новые макеты и реставрируют старые при помощи современных и классических технологий.

Раздел «Макет учит» демонстрирует, как макет помогает студентам развивать пространственное воображение. Здесь представлены творения ведущих архитектурных школ. Например, «Трансформатор, или Марсельский суп» – работа учебной студии Александра Бродского и Надежды Корбут.

В разделе «Макет напоминает» можно увидеть модели таких памятников архитектуры, как Казанский собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве. Старейший и ценнейший экспонат выставки – макет Колизея работы итальянского мастера Антонио Кики (вторая половина XVIII века), который Екатерина II приобрела для своих внуков Александра и Константина в образовательных целях.

Выставка будет работать до 14 ноября.

Фото: пресс-служба, Юлия Кирильчева