C 9 ноября по 19 декабря в Москве пройдет XXII Международный фестиваль «Новый Европейский Театр» (NET) – один из самых важных театральных смотров, определяющих тренды современной мировой сцены. В нашем обзоре пять спектаклей, которые нельзя пропустить.

NET прорубил для России окно в театральную Европу. Именно он открыл для нас имена Алвиса Херманиса, Кэти Митчелл, Томаса Остермайера, Михаэля Тальхаймера и других хедлайнеров европейской сцены. XXII фестиваль должен был пройти в Москве еще в ноябре-декабре 2020 года, но был перенесен на год из-за пандемии. По словам арт-директора NETa Марины Давыдовой, эта программа – одна из самых сильных за всю историю фестиваля: «В ней фактически представлены все самые важные тренды и проблемы нашего времени. Тут есть и экологическая повестка, и проблема новой сексуальности, и наступление цифровой среды, и размышление о судьбах мира и обществе потребления в эпоху глобального потепления. Вся актуальная мировая повестка так или иначе сконцентрирована в этих спектаклях, но при этом каждый из них является мощным театральным высказыванием».

«Три сестры»

Volkstheater (Австрия)

9, 10 ноября, Дворец на Яузе

Идеально отражающие время локдауна «Три сестры» заперты в герметичной белой комнате, похожей на окно компьютера. Это и не люди вовсе, а цифровые аватары, боты в латексных масках, механически повторяющие слова из чеховской пьесы. Жутковатый, стерильный, но фантастически красивый диджитал-мир, где все нелепые, смешные чувства, мучившие человечество сотни лет, вытеснены за пределы матрицы и заменены программами, где время потеряло линейность и кусает себя за хвост. Так режиссер видит мир нашего недалекого будущего, эпоху постгуманизма и торжества искусственного разума. Поэтому такой издевкой в спектакле звучит фраза чеховского полковника Вершинина, что «через каких-то двести, триста лет жизнь на земле будет невыразимо прекрасной». Постановка Сюзанны Кеннеди – молодой звезда немецкоязычной сцены. В России работа режиссера будет показана впервые.

SUN and SEA

Компания Neon Realism (Литва)

19–21 ноября, Другая сцена «Современника»

Литовский перформанс SUN and SEA получил «Золотого льва» на Венецианской биеннале в 2019 году. Ее тема звучала как «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» – организаторы как в воду глядели. В литовском павильоне исполнители лежали на пляжных полотенцах на золотом песке и непринужденно пели о мировых экологических проблемах, глобальном потеплении, Рождестве без снега и погибающем Барьерном рифе. В Москве перформанс будут показывать по сеансам длительностью в один час на Другой сцене «Современника». Всю площадку засыплют песком, а публика будет наблюдать за действием сверху, с галерей.

Farm Fatale

Vivarium Studio (Франция) и Münchner Kammerspiele (Германия)

15 декабря, Et Cetera

Экологическая тематика продолжается и в спектакле Филиппа Кена, французского режиссера, который в своих постановках часто воспроизводит замкнутые экосистемы – своеобразные виварии, где подробно и беспристрастно показаны повадки человека в экстремальных обстоятельствах. На этот раз он создал на сцене ферму со стогами сена и сельхозинструментами, где люди вымерли из-за загрязнения окружающей среды, а подобие жизни на ней поддерживает компания огородных пугал – поэтов и музыкантов, дающих забойные рок-концерты. Забавные и добрые герои Farm Fatale обитают словно в новом раю, который Филипп Кен называет «театром постапокалиптического замедления».

«21»

Компания Great Investment (Дания – Бельгия)

10–12 декабря, Центр Мейерхольда

Самый провокационный и смелый спектакль фестиваля покажет молодая датчанка Метте Ингвартсен. В своих перформансах и танце она исследует темы сексуальности, насилия и порнографии. Художница пытается понять, почему сексуальная революция «детей цветов» привела к использованию женского тела как объекта мужских развлечений и сексистской рекламы. В своем моноспектакле она рассказывает об эротических приключениях маркиза де Сада, делая зрителей их невольными свидетелями и соучастниками, а потом внезапно переносит в современную студию видеозаписи, где обнаженную актрису обливают шоколадом, так что она теряет сознание. Публика остается один на один со сложным вопросом: действительно ли чувственное наслаждение в современном мире неотделимо от жестокости и насилия?

«21»

«Эссе об умирании»

Компания It’s The Real Thing Studios, Аннет Хардеген (Швейцария)

1 декабря – онлайн-показ, 3 декабря, Малая сцена Театра наций

Борис Никитин – режиссер чисто швейцарский, несмотря на русскую фамилию. В этот раз в Москве он впервые выйдет на сцену сам, чтобы рассказать исповедальную историю о смерти отца и собственном каминг-ауте, совершенном 20 лет назад, и начать дискуссию о том, что значит открыться общественности, сделав себя уязвимым. Спектакль можно увидеть в двух форматах: с живым присутствием перформера на сцене и в цифровой адаптации, доступной бесплатно на сайте фестиваля.

«Эссе об умирании»

Фото: Netfest.ru