Эти юные влюбленные не дают о себе забыть. Новый фильм – «Джульетта и Ромео» Тимоти Скотта Богарта – повод поговорить не только о безрассудстве веронских подростков, но и об их костюмах.

Число экранизаций «Ромео и Джульетты» давно перевалило за сотню. И костюмы в этих фильмах всегда играли особую роль – они помогали лучше понять героев и их характеры. Даже если текст пьесы менялся до неузнаваемости, цвет камзола, фасон бального платья или прическа напоминали нам о том, какой смысл вложен в эту историю.

Красное и синее

Почти любой громкий конфликт в истории человечества окрашен в два контрастных цвета. Гражданская война в России – красные и белые. Гражданская война в США – синие мундиры Севера и серые Юга. Враждующие кланы Монтекки и Капулетти также почти всегда одеты в радикально противоположной цветовой гамме.

Тренд задал Франко Дзеффирелли в 1968 году. Автор костюмов, Данило Донати (получивший за этот фильм «Оскар»), распределил цвета в соответствии с концепцией, предложенной режиссером: Капулетти – заносчивые нувориши, они желают выделяться в толпе, а аристократы Монтекки считают выше своего достоинства привлекать к себе внимание. Капулетти носят яркое, Монтекки предпочитают холодные оттенки (ярко оранжевый костюм Тибальта против небесно-голубого камзола Ромео).

В новой версии Тимоти Скотта Богарта будет похожее разделение: красный и все его оттенки – цвет семьи Джульетты Капулетти, синий и серебристый – цвета семьи Ромео Монтекки.

Кстати, режиссер Баз Лурман («Ромео+Джульетта», 1996) в большей степени разделяет кланы не цветом, а стилем: Капулетти одеваются как итальянские мафиози, носят черные костюмы от Dolce&Gabbana, обожают лакированную кожу и декоративные стеганые жилеты. Монтекки более расслаблены: гавайские рубашки, штаны-карго, небрежный стиль серферов, не стремящихся кого-либо впечатлить.

«Ромео + Джульетты». 1996, США. Реж. Баз Лурман

Цвет невинности

Белый цвет занимает во вселенной шекспировских экранизаций особое место. Это цвет непорочности и чистоты. Прежде всего, это, конечно, цвет Джульетты. (В фильме База Лурмана ангельскую природу героини подчеркивали белые крылья за спиной в сцене на костюмированном балу.) Впрочем, и в костюме Ромео всегда присутствует белоснежная рубашка, придающая ему романтический облик.

Интересно, что Баз Лурман и художник по костюмам Кэтрин Мартин отдали белый цвет не только Джульетте, но и Меркуцио. В отличие от своих друзей, обожающих рубашки тропических расцветок, Меркуцио носит тонкую белую льняную рубашку, под которой невозможно спрятать оружие.

Исполнительница главной роли Клэр Дэйнс надевала простое минималистичное белое платье в стиле середины 1990-х (что-то похожее было в гардеробе Кейт Мосс). Сегодня, когда в моду вернулись 1980-е, Джульетта наденет более пышное «платье Золушки», которое легко можно себе представить на молоденькой Джулии Робертс.

В духе Ренессанса

Если Баз Лурман переносил действие «Ромео и Джульетты» в середину 1990-х, в вымышленный город, напоминающий одновременно Лос-Анджелес и Рио-де-Жанейро, то другие режиссеры предпочитали не покидать пределы прописанной у Шекспира Италии. У Дзеффирелли это Ранний Ренессанс, а потому многие костюмы подсмотрены на полотнах Сандро Боттичелли. После фильма вошла в моду «прическа Джульетты»: коса, перевитая крестообразно лентой или ниткой жемчуга (так зачесывала волосы, например, Хари из фильма Тарковского «Солярис», и даже певица Валентина Толкунова).

В новом фильме «Джульетта и Ромео» действие также происходит в самом начале XIV века, и костюмы пытаются соответствовать (хотя авторы настаивают, что это, скорее, фантазия на тему, чем историческая реконструкция). В то время мода разных областей Италии сильно различалась: например, на севере одевались, как во Франции, а Венеция испытывала влияние Востока. На облачение героев влияют и их взгляды: достаточно посмотреть на алую, почти папскую тиару леди Капулетти (Ребел Уилсон), и станет понятно, что она использует наряды в качестве политического козыря.

А теперь дискотека!

Конечно, костюмы далеко не единственное, что отличает одну экранизацию «Ромео и Джульетты» от другой. Классический текст нередко вдохновляет новых авторов на создание мюзиклов и рок-опер. Очередная экранизация – как раз такого рода: это мюзикл, или музыкальная драма, как настаивает режиссер Тимоти Скотт Богарт. Все началось с песни Beat the Same, которая была написана первой и задала ритм всему фильму, уверяют композиторы Джастин Грей и Ивэн Богарт. «Биться как одно» предлагается сердцам не только главных героев, но и нашим с вами. Не этого ли добивался Шекспир? И неважно, во что одеты в этот момент Ромео и Джульетта.

Фото: Vostock Photo