Конкурсная программа Венецианского кинофестиваля в этом году была на редкость сильной и звездной: на «Золотого льва» претендовали Педро Альмодовар, Джейн Кемпион, Пол Шредер и Паоло Соррентино. Но главный приз, к удивлению многих, достался «Событию», камерной драме француженки Одри Диван, хотя эту картину назвать событием как раз сложно.

Анна учится в Сорбонне и собирается продолжать, но узнает о том, что беременна. Ребенок ей совершенно не нужен – с его отцом она провела всего одну ночь в отеле, замуж не собирается, а статус матери-одиночки перекрывает для нее и учебу, и все карьерные пути. Да, это важно – на дворе 1963 год, и даже до студенческих волнений нужно дожить еще пять лет.

«Событие» – маленькая драма о борьбе за свободу выбора женщины. Важная – разумеется, соответствующая фемповестке, – конечно же. Скорее всего, по этому принципу фильм и получил «Золотого льва», оказав при этом Одри Диван медвежью услугу: на фоне других картин конкурса «Событие» выглядит нарочито социально ангажированным. Кажется, в этом году можно снять что угодно про аборт/бодипозитив/женскую свободу, чтобы фильм получил главный приз.

А между прочим, конкурентом Диван в этом году был Педро Альмодовар, ставший феминистом еще до того, как это оказалось мейнстримом. Его «Параллельные матери» (приз Пенелопе Крус за главную роль) – тоже про женскую свободу, материнство и про чувства, которые это материнство вызывает (иногда весьма спорные).

А еще в конкурсе была «Незнакомая дочь» Мэгги Джилленхол, снятая по одноименному роману Элены Ферранте, новой звезды женской прозы. Мэгги получила приз за лучший сценарий – но, похоже, это было что-то вроде похвальной грамоты, просто чтобы поощрить талантливого человека снимать (и сниматься) чаще.

Жюри полностью обошло вниманием «Холодный расчет» Пола Шредера – возможно, потому, что это очень маскулинное кино. Сценарист «Таксиста» и «Бешеного быка» верен себе, его герой – всегда альфа-самец в экзистенциальном кризисе. В «Холодном расчете» главную роль играет красавец Оскар Айзек («Дюна», «Звездные войны»). Мало того, что у его героя классическое мужское хобби – покер, так он еще и совершенно олдскульно «клеит» красивую женщину. Надо отдать должное Полу Шредеру, он хотя бы здесь пошел навстречу фемповестке и взял на роль не совсем юную и совсем не модельной внешности Тиффани Хэддиш.

Но, видимо, чтобы победить на фестивале, этого мало. Поэтому обошли стороной еще одну блестящую работу – трагикомедию с долей абсурда «Капитан Волконогов бежал». Какое дело буржуазному жюри до агентов НКВД 1938 года и их нравственных мук? «Волконогов», действительно, не вписывается ни в общепринятые мировые тенденции, ни в определенные жанровые рамки.

Приз Большого жюри («Серебряный лев») достался Паоло Соррентино за автобиографическую «Руку Бога», но, как и в случае с Джилленхол, это был, скорее, утешительный приз: режиссер, каждый фильм которого ждут как событие, явно рассчитывал на большее. А вот Джейн Кемпион (приз за режиссуру) наградили по совокупности за прошлые заслуги – «Власть пса» похожа на вольный ремейк «Пианино», почти 30 лет назад открывшее дорогу многим женщинам-режиссерам.

Но пусть итоги разочаровали многих, спасибо за то, что фестиваль хотя бы состоялся, доказав, что даже в наше абсурдное пандемическое время снимаются отличные фильмы. Жизнь прекрасна, как уверял нас Роберто Бениньи, получивший в этом году в Венеции почетного «Золотого льва».

Фото: provideocoalition.com, rfi.fr, allocine.fr, kinopoisk.ru, discussingfilm.net, fantasymsinfo.com, indiewire.com, time.com, indiewire.com, m24.ru, filmaffinity.com, Netflix time.com.