До 21 июля в Лувре впервые проходит фешен-выставка – LouvreCouture.
Выставка Louvre Couture. Art and Fashion – надо сказать, событие беспрецедентное для Лувра. Впервые в стенах старейшего парижского музея организована масштабная экспозиция, посвященная моде. Идея такого проекта родилась примерно 15 лет назад, но осуществить ее удалось лишь сегодня. На площади в 9 тыс. кв. м представлены предметы из коллекций 45 домов моды, а также ведущих дизайнеров прошлого и современности. Свои творения для экспозиции предоставили Dior, Chanel, Balenciaga, Givenchy, Louis Vuitton, Versace, Alexander McQueen, Iris van Herpen и многие другие. Более ста нарядов haute couture и pret-a-porter, а также сумки, обувь, ювелирные украшения с 1949 года до наших дней размещены в контексте французской истории, живописи и декоративно-прикладного искусства.

Куратором выступил Оливье Габе, новый директор отдела декоративного искусства Лувра. Он работает здесь с 2022 года, а до этого был директором в луврском музее Les Arts Décoratifs. Свое дело Габе хорошо знает: это при нем проходили такие монументальные выставки, как, например «Кристиан Диор. Кутюрье мечты» в 2017 году. «Вообще музеи – это ведь отличные мудборды для дизайнеров», – вполне серьезно говорит Габе. И именно как мудборд и построена экспозиция Louvre Couture. В основном это визуальные связи предметов моды и предметов искусства, понятные даже неискушенному зрителю. Да, мода часто действительно питается искусством: дизайнеры ищут в живописи, в эстетике разных культурных эпох источники вдохновения, будь то античность или ар-деко, сюрреализм или авангард. Но Оливье Габе не стал искать таких глубинных связей, а расставил платья и прочее так, чтобы, в первую очередь, было понятно и красиво. «Мода – это часть современной популярной культуры, визуальной культуры. Многие люди чувствуют себя в гармонии с модой, а эта выставка – способ пригласить их в музей и показать, что они также могут быть и в гармонии с музеем», – рассказал Габе в интервью Vogue.

В некотором смысле выставка в Лувре – это поэзия, в которой «зарифмованы» мода и искусство. Так, колье и браслеты Chanel выставлены рядом с экспонатами византийской эпохи, а знаменитый клатч в виде голубя JW Anderson соседствует с евхаристическим латунным голубем с лиможской эмалью XIII века. Красное бархатное платье Dior, исполненное Джоном Гальяно для осенней коллекции 2004 года, гармонирует с барочной обивкой мебели, принадлежавшей Наполеону III. Костюм оттенка слоновой кости Александра Маккуина из его коллекции для Givenchy расположился рядом с троном Бонапарта. Персонажи Бэмби на костюме от Жан-Шарля де Кастельбажака и огромная плюшевая шапка с рогами перекликаются с сюжетами охотничьих гобеленов XVI века. Красота плиссированного платья, расшитого мозаичными цветами, из кутюрной коллекции Fendi 2019 года подчеркивается предметами в духе дворцовой роскоши Ренессанса.

Есть, конечно, и более однозначные параллели: так, шелковое платье Кристиана Диора из коллекции 1949 года, встречающее посетителей выставки, кутюрье действительно посвятил Лувру. А на жакете Карла Лагерфельда для Chanel вышивка, практически буквально цитирующая лаковый узор на комоде краснодеревщика XVIII века Матье Криэрда. Лагерфельд действительно любил шинуазри, и эти мотивы можно часто видеть в его творениях.

На парижской выставке богатства Лувра стали роскошными декорациями для моды, подчеркивающими как простые, буквальные связи между модой и искусством, так и тонкие механизмы творчества. Концепция выставки развивается сразу в двух направлениях: с одной стороны, одежда здесь возвышается до арт-уровня, а с другой – и музей становится ближе, созвучнее, понятнее обществу потребления.

Фото: ©Musée du Louvre/Nicolas Bousser
Комментарии