Новый креативный директор Maison Margiela, дизайнер Гленн Мартенс показал свою дебютную кутюрную коллекцию. Почему его приход во французский дом – хорошее решение?

Маски, полностью закрывающие лица моделей, деконструированные силуэты, вдохновленные фламандской средневековой архитектурой, ткани, не струящиеся, а словно льющиеся как расплавленное золото, скульптурность готики, принты по мотивам картин и фресок эпохи Возрождения… Это все образы коллекции Artisanal для Maison Margiela, которой бельгийский дизайнер Гленн Мартенс дебютировал на неделе Haute Couture Fall 2025 в Париже.
Вообще, этот год оказался, как никогда, богат на кадровые перестановки в мире моды: новые креативные директора теперь у Dior, Chanel, Gucci, Valentino и других домов. И Maison Margiela среди них. В январе 42-летний Гленн Мартенс был назначен креативным директором бренда, рожденного в 1988 году Мартином Маржела. Его основатель покинул свой дом в 2009-м из-за давления, которое индустрия оказывает на творчество, и посвятил себя проектам в области искусства.
В свою очередь, Гленн Мартенс сменил на посту креативного директора Джона Гальяно, который проработал в Maison Margiela 10 лет. Возможно, имя Гленна Мартенса и не так на слуху, как имя Джона Гальяно, гениального, скандального, громкого, но Мартенс уже многое успел сделать за свою карьеру и получить признание. Так, в 2016 году он вышел в финал международного конкурса для молодых дизайнеров LVMH Prize, в 2017-м стал обладателем престижной премии ANDAM Fashion Award.
Впервые Гленн заявил о себе в 2012 году, когда запустил бренд Glenn Martens, правда, просуществовавший лишь три сезона. С 2013 по 2024 год дизайнер сотрудничал с авангардным брендом Y/Project, где отвечал за коллекции и создавал всякие интересные вещи. Например, в коллаборации с Melissa – туфли, вдохновленные дизайном викторианских ваз. В 2020-м Мартенс был назначен креативным директором Diesel, где остается до сих пор параллельно с Maison Margiela, экспериментируя с эстетикой уличной моды, создавая гармонию асимметрии и необычные предметы гардероба вроде джинсов-сапог.

Гленн Мартенс – мастер стритстайла, но и в высокой моде тоже не новичок. В 2022 году он стал приглашенным дизайнером кутюрной линии Jean Paul Gaultier. Мэтр обратил внимание на Мартенса не случайно, они уже были знакомы, и Готье знал, на что способен талантливый бельгиец. Мартенс окончил Королевскую академию изящных искусств в Антверпене (там же, к слову, учились Маржела и другие знаменитые бельгийцы – Анн Демельмейстер, Дрис ван Нотен, Дирк Биккембергс). После выпуска он первым делом пришел работать к Готье в качестве младшего дизайнера.
Гленн Мартенс, можно сказать, яркий представитель антверпенской школы – любитель деконструкций, вау-эффектов и иллюзий trompe l’oeil, он умело смешивает стритстайл с авангардом. Его коллекция для Jean Paul Gaultier запомнилась ироничными вещами-обманками – в частности, платьями в бельевом стиле с нарисованным на них бельем, оп-арт-принтами, экспериментами с корсетами и объемами.
Назначение Гленна Мартенса в Maison Margiela – шаг закономерный, и дизайнер сам так считает. «Я тоже принадлежу к поколению Маржела. И думаю, что Мартин – это больше, чем дизайнер, это школа, которая изменила мышление многих людей», – поделился он в одном из интервью.
И, наверное, он никогда не забудет, как именно произошло это назначение. Мартенс только-только приобрел домик в Нормандии, поехал туда и пробыл там несколько дней, мягко говоря, в спартанских условиях – без света, воды и отопления. Обратную дорогу в «цивилизацию», в Париж, прервал телефонный звонок от юриста: «Срочно остановись, надо подписать контракт с Margiela». Ближайшем удобным местом оказался Burger King, юрист подъехал туда, и Мартенс, как он вспоминает, «с соломой в волосах», поставил свою подпись. А уже следующим утром явился в ателье поприветствовать своих новых коллег.
В Maison Margiela Мартенс собирается «говорить об одежде». Образы, дизайн, искусство высокой моды, эксперименты, а не маркетинг и продажи должны быть на первом месте, убежден модельер. И именно поэтому ключевым приемом коллекции Maison Margiela Haute Couture Fall 2025 в исполнении Гленна Мартенса стала деперсонализация – маски, каждая со своим дизайном: из легчайшей ткани, из металла, из пластика, скульптурные, надежно скрывающие лица. Ведь ничто не должно отвлекать от одежды. Так же рассуждал и Мартин Маржела в 1989 году, когда на своем первом показе закрыл лица моделей и потом делал это еще не раз. Так что Гленн Мартенс, работая над следующей главой «фолианта» Maison Margiela, с удовольствием и почтением перечитывает предыдущие страницы. А мы вместе с ним.
Фото: Vostock Photo
Комментарии